Реальная индустрия

Актуально
Москва, 03.12.2009
«Русский репортер» №46 (125)
С 4 по 12 декабря в Москве пройдет третий фестиваль документального кино «Артдокфест». Его концепция и главная цель — показать то, что зритель никогда не увидит. Ни в кинотеатрах, ни по телевизору

Большие фестивали документального кино в России до недавнего времени проходили где угодно — в Санкт-Петер­бурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, — но только не в Москве.

Может быть, поэтому неигровое кино до сих пор считается у нас провинциальным: оно технически бедно, да еще и стремится показать нестоличную Россию, которую не жаждут видеть посетители московских мультиплексов.

А вот в Европе и Америке документальное кино — прибыльный бизнес, и картины Майкла Мура приносят в прокате не меньше, чем голливудские блокбастеры.

У нас документалистику пока не рассматривают как индустрию. И дело не в том, что государство выделяет на ее поддержку намного меньше средств, чем на игровое кино: документальные ленты априори дешевле в производстве. Проб­лема в отсутствии условий для их проката. Для кинотеатров они недостаточно зрелищны. Для развлекательного телевидения — слишком серьезны, потому что затрагивают табуированные темы вроде массовых абортов на поздней стадии беременности.

За последние двадцать лет на российские экраны вышло лишь пять отечественных документалок, и все — в нынешнем кризисном году. При этом в прошлом году при господдержке у нас сняли около 400 документальных фильмов.

Уже по «Артдокфесту» 2008 года было ясно, что кризис изменил наши досуговые предпочтения: тогда фестиваль прошел при полных аншлагах. В моду вошли интеллектуальные развлечения. Оказалось, что наши зрители готовы смотреть документальное кино. Не из-за того, что это — «правда жизни», а потому, что оно, в отличие от  блокбастеров и романтических комедий, вызывает у них доверие — чувство бесценное в эпоху финансового кризиса и идеологических разочарований.

Фильмы которые нельзя пропустить на «Артдокфесте»

«Борис Рыжий»

Режиссер: Алена ван дер Хорст

Голландская лента о свердловском поэте Борисе Рыжем, покончившем с собой в 2001 году в возрасте 26 лет. Это не столько фильм-портрет, сколько исследование жизни после смерти поэта. Режиссер встречается с семьей Рыжего, его сыном, женой, матерью, посещает места, где он жил, — и из всего этого рождается образ мира, в котором по-настоящему свободному человеку места нет.

«Северный свет»

Режиссер: Сергей Лозница

Этнографическая поэма.

Действие происходит в глухой карельской деревушке, где все еще сохраняется патриархальный уклад, а жизнь подчинена естественным природным ритмам. Главные герои — станционный смотритель, его жена и их приемные дочери, Ксюша и Ксюша. Поэтическое кино о жизни на краю света, причем речь не столько о географии, сколько о состоянии души.

«Алеша»

Режиссер: Меелис Муху

Картина о таллинском конфликте вокруг Бронзового солдата. Режиссер-эстонец сохраняет идеологическую беспристрастность и выслушивает все стороны, не разделяя их на правых и виноватых. Это не только исследование политических настроений в нынешней Эстонии, но и рассказ о том, что общей политики и истории не бывает: у каждого свое прошлое, свои герои и свои враги.

«Убийство девочек»

Режиссер: Дэвид Кинселла

Норвежский фильм о петербургском абортарии, который специализируется на позднем прерывании беременности у несовершеннолетних. С одной стороны — девочки-подростки, которые прини­мают одно из самых тяжелых решений в жизни. С другой — врачи, поставленные перед не менее трудным выбором. Кино страшное — не из-за абортов, а потому, что показывает общество, в котором каждый выживает, как может.

Фото: архивы пресс-служб

Новости партнеров

«Русский репортер»
№46 (125) 3 декабря 2009
Террор
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Путешествие
Реклама