Пояс верности традициям

Александр Кобеляцкий
10 декабря 2009, 00:00

Борьба на поясах существует сотни лет, но только в последние годы она стала всерьез претендовать на включение в официальную программу Олимпийских игр. У этого вида спорта появилась своя международная федерация, по нему регулярно проводятся чемпионаты мира. Журналисты «РР» наблюдали за происходящими переменами на очередном первенстве планеты в Ташкенте

На Востоке все делается неспешно. Опоздав на час к началу соревнований, мы увидели праздно слонявшихся по залу судей и тренеров. На сколоченном из досок помосте поблес­кивали квадратные маты, электронные табло чернели пустыми прямоугольниками — одно из них впоследствии так и не смогли оживить. Как нам поведали в кулуарах, главный арбитр соревнований, прилетевший за три дня до их начала, застал врасплох организаторов турнира, умудрившихся позабыть о том, что к ним едут лучшие борцы на поясах.

В Ташкент прибыли делегации 25 стран мира из 51, входящей в Международную федерацию борьбы на поясах. За столом VIP-персон дремал дюжий нигериец, в другом конце зала худой тренер в шотландском килте что-то объяснял своему подопечному.

Южноафриканский борец, пробывший в воздухе около 9 часов, пы­тался сосредоточиться на предстоящем поединке — он, кстати, проиграл свою схватку за несколько секунд.

Русоволосый швейцарец по фамилии Гислер объяснил, что в его стране существует похожий вид национальной борьбы, когда одной рукой соперники держатся за пояс, а другой — за нижний край коротких шорт. Борьба на поясах издавна была главным зрелищем и на татарских Сабантуях, и на узбекских свадьбах, и на ярмарках в приволжских русских городах. Зна­менитый Иван Поддубный был чемпионом именно в этом виде борьбы.

Женское равноправие

 pic_text1

Отдельный ковер в центре зала был целиком отдан в распоряжение женщин, соревновавшихся в четырех весовых категориях. Делегация Пакистана, состоявшая преимущественно из девушек, мешала остальным: оккупировав проход к помосту, она дружно поддерживала свою команду. Тренеры-мужчины критически погля­дывали в ту сторону: большинство из них убеждено, что женская борьба на поясах не более чем дань вос­тор­жествовавшей повсюду, в том числе и в спорте, эмансипации.

Миниатюрная блондинка из Латвии Ира Петрова, в январе родившая ребенка, а спустя десять месяцев занявшая в Ташкенте 3-е место в категории до 58 кг, думает иначе. «Девчонке борьба может здорово помочь в жизни, — говорит она, заметно стесняясь. — Защитить, например. Когда я только начинала заниматься — моим первым видом спорта было дзюдо. Как-то шла из магазина, ко мне пристал парень. Все издевался надо мной: “дзюдоистка, дзюдоистка”. Пришлось его кинуть. Он за дыхалку схватился, а я дальше пошла». Выбор вида спорта был предопределен семейной драмой: мать Иры пострадала от хулиганов, после чего настояла на том, чтобы дочь занялась борьбой. «Многие родители думают, что если отдать девочку в борьбу, то она вырастет страшная, вся в мышцах, с поломан­ными ушами. Они ошибаются. Если не злоупотреблять тяжелой атлетикой, все будет в порядке», — утверждает Петрова.

 pic_text2

Но настоящей звездой чемпионата стала Ирина Шмельцер из Челябинска, обыгравшая в финале по очкам фаворитку, коренастую украинскую учитель­ницу Наталью Смагу. Возможно, потому что готовилась к соревнованиям серьезнее других. Сказалась и профессиональная подготовка: Ирина дзюдоистка, учится на четвертом курсе Уральского университета физкультуры. Попробовать свои силы в борьбе на поясах ей предложил президент федерации этого вида спорта Челябинской области Морис Юсупов, сын легендарного «папы Ю», основателя южноуральской школы дзюдо. Шмельцер была абсолютно уверена в себе, и ничто не могло выбить ее из колеи — даже явное нарушение правил проведения соревнований. Согласно регламенту, борцы имеют право на 20-минутный перерыв между схватками, но из-за неявки одной из участниц Ирине, только что сошедшей с помоста, пришлось вернуться на него, чтобы выяснить отношения с очередной соперницей.

На следующий день мы с Морисом Юсуповым пили за здоровье победительницы. Пластиковый стаканчик в его могучей руке был почти не виден.

— В других видах борьбы в последнее время заметно усложнили правила, — рассказывал Юсупов. — Помимо этого в угоду телевидению сокращается время схваток, так что теперь непосвященным зрителям совсем непонятно, кто взял верх. В вольной борьбе ввели периоды, счет каждого из которых влияет на итоговый результат. Ну а в случае ничейного исхода просто бросают жребий, так что можно выйти на ковер этаким шкафчиком, растопыриться, отстоять все время и потом на­деяться на удачу. Но в борьбе на поясах такие штуки не проходят.

Без травм не обошлось

 pic_text3

До поездки в Ташкент я был убежден, что по сравнению с другими видами борьбы этот намного безопаснее: уши не ломают, руки не выкручивают, мышцы не рвут. Соревнования доказали, что это не так. Могучая девушка из Белоруссии в голос рыдала от боли, после того как соперница, проведя бросок, всем телом навалилась ей на ногу. Кудрявому Ильдару Абасову из Татарстана, выступавшему в сверхтяжелой весовой категории, рассекли бровь — борец потребовал, чтобы швы наложили прямо в зале, но его все-таки уговорили отправиться в больницу.

— Я бы не сказала, что борьба на поясах — менее травматичный вид спорта, чем другие, — заметила Елена Абаева, врач сборной Узбекистана по борьбе, работавшая на турнире. — Об этом говорит большое количество растяжений связок и суставов: буквально каждый второй поединок нам приходилось выходить на ковер. Мне кажется, что причиной тому плохая разминка перед поединками: возможно, вы сами заметили, что спортсмены слабо разогревают мышцы, и они не успевают обрести упругость. Конечно, здесь нет таких ссадин, порезов, рассечений, какие бывают в обычной борьбе, зато нередки кровотечения из носа, ушибы ребер во время бросков.

Национальный вопрос

 pic_text4

Перед началом соревнований мне пришлось отбиваться от спортсмена из Павлодара, решившего искать протекции у столичного журналиста для своего приятеля, жаждущего попасть в шоу «Дом-2». Увы, мой знакомый стал одним из первых завершивших выступление на чемпионате. Следом за ним на трибуны, где чинно воссе­дали старцы в тюбетейках и расшитых халатах, отправился и швейцарец Гислер, потянувший связки правой ноги в одном из предшествующих поединков. Ожесточенную борьбу за призовые места вели в основном россияне, узбеки, киргизы и казахи. Правда, одна из золотых медалей отправилась в Израиль — ее прихватил с собой борец Сосо Палиашвили, но, как в свое время пел Высоцкий, в этой стране «на четверть бывший наш народ».

Некоторые схватки, особенно с участием армян, проходили прямо-таки яростно; страсти по поводу судейских решений достигали пика, когда все, за исключением стоящих на разных концах мата спортс­менов, бросались к экрану телевизора изучать видеоповторы. Тренер российской сборной Абдулбяр Абду­лович Ниязбаев, которого воспитанники для простоты зовут Алексеем Алексеевичем, остался недоволен судейством:

 pic_text5

— Оно здесь довольно посредственное. Дело в том, что судей, постоянно работающих на поединках борцов на поясах, совсем немного. Приходится привлекать арбитров из других видов борьбы — они-то и ошибаются. К тому же россияне собрали здесь богатый урожай медалей, надо что-то и другим оставить.

— Вы рассказывали, что в 1988 году, став директором спортивной школы, начали неофициально, исподволь вводить на тренировках борьбу на поясах. Вас не обвиняли в национализме, ведь этот вид спорта очень распространен в Татарии?

— Любой вид борьбы — из тех, которыми сейчас занимается весь мир, — имеет национальные корни. Я сам татарин — и татары же порой упрекали меня за то, что я русских ребят учу. А я им говорил: приводите своих, для меня нет никакой разницы, с кем работать. Вон, кстати, Максим Афонин, русский, третий чемпионат мира выиграл. Я его на Сабантуи привозил, так он клал всех на лопатки, брал главный приз и уезжал. С машиной или еще с чем-то…

— Почему к вам приходит много спортсменов из других видов борьбы?

 pic_text6

— Приемы похожие. Здесь исключается только партер — борьба ведется до броска. И это добавляет зрелищности. Потом, в таких видах, как греко-римская или вольная, борьба идет за захват. А здесь захват уже готов — для этого и нужен пояс.

Кроме того, в борьбе на поясах много «возрастных» спортсменов, списанных из своих видов в 24–25 лет. И здесь не так жестко регламентируется вес борца, что заметно облегчает мучительный процесс поддержания себя в нужной форме.

 pic_text7

Чемпионат по борьбе на поясах в Ташкенте, ставший первым после разразившегося в мире кризиса, завершился командной победой россиян — в этом году из-за финансовых проблем призовой фонд был урезан до $100 тыс. Между тем борьба за превращение национального вида спорта в олимпийскую дисциплину пока далека от завершения. Еще один шаг к признанию был сделан в середине ноября на заседании исполкома Международной федерации студенческого спорта, где борьбу на поясах включили в программу соревнований Универсиады-2013 в Казани.

Некоторые схватки прохо­дили прямо-таки яростно; страсти по поводу судейских решений достигали пика, когда все бросались к экрану изучать видеоповторы
В борьбе на поясах много «возрастных» спортсменов, списанных из своих видов в 24–25 лет. И здесь не так жестко регламентируется вес борца

Фотографии: Сергей Анисимов для «РР»