Пределы контроля
Джим Джармуш

"Пределы контроля" ввели в ступор даже самых верных поклонников Джармуша. В медитативной истории о чернокожем самурае видят разное - от манифеста о заговоре искусства до первого фильма XXI века, в котором метафизические откровения формулируются без постмодернистского стеба. Возможно, тут вообще нет никакого смысла, но тогда - это самый магический фильм, в котором нет ничего. Или самый великий фильм о том, что смысл жизни не главное, главное - сама жизнь.
Бесславные ублюдки
Квентин Тарантино

Банда из американцев и евреев истребляет в оккупированной Франции фашистских захватчиков и намеревается замочить самого Гитлера. Самый нахальный и политически некорректный фильм года. Во-первых, Тарантино превратил Вторую мировую в комикс. Во-вторых, рассказал о том, что война превращает в ублюдков всех - и победителей, и побежденных. Незапачканных, невинных и невиновных на ней нет - все это мифы, которые автор "Криминального чтива" не побоялся развенчать.
Дорога перемен
Сэм Мендес

Америка 50-х, эпоха экономического бума и зарождающегося общества потребления. У супругов Уиллеров есть все, что нужно для жизни: дом, дети, деньги, карьерные перспективы, но почему-то от этого хочется сойти с ума или повеситься. В год "обамамании" британец Сэм Мендес поставил крест на "красоте по-американски". Американская мечта у него - это комфортабельный ад, из которого невозможно вырваться. Самый драматичный фильм года - о том, что все дороги и перемены ведут в тупик.
Пророк
Жак Одиар

Молодой арабский гопник попадает во французскую тюрьму и проделывает там путь от шестерки до крестного отца. Жак Одиар реформировал жанр гангстерского эпоса. Он рассказал не притчу о раскаявшемся преступнике, а историю победителя, одинаково способного как на доблесть, так и на подлость. Крайне противоречивый персонаж, но так и хочется назвать его героем новой Европы, которая уже не может существовать вне контакта с исламским миром. Самый актуальный фильм года.
Рики
Франсуа Озон

У французских рабочих рождается ребенок с крылышками, умеющий летать. Кто это на самом деле - ангел, посланный "униженным и оскорбленным", или ошибка природы, превращающая жизнь героев в кошмар? Самый парадоксальный фильм года. Озон потешается над семейными ценностями, верой в чудо и человеческим страхом перед всем неизвестным и выпадающим из нормы. Но эффект от картины обратный: в чудо и семью хочется поверить, отбросив всякий скепсис, а страх перед всем, что на нас не похоже, пропадает вовсе.
Фото: EVERETT COLLECTION/RPG