Вехи. Прощание

Вехи
Москва, 17.12.2009
«Русский репортер» №48 (127)
2009 год, к сожалению, запомнится многими потерями. Из жизни ушли и те, кто достиг вполне почтенного возраста, и те, кто только вступил в пору творческой зрелости. Многие из этих людей при жизни вызывали жаркие споры, но это лишь подтверждает, что каждый из них оставил свой след в истории

Виталий Лазаревич Гинзбург

04.10.1916 — 08.11.2009

Лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург был не только крупным физиком, но и выдающимся гражданином. Область его научных интересов была чрезвычайно широка — сверхтекучесть, сверхпроводимость, астрофизика. За создание теории сверхпроводимости он удостоился Нобеля. А неспециалистам он запомнился прежде всего активной борьбой против клерикализации современного российского общества. Даже многие верующие люди отдавали дань уважения человеку, который в эпоху, когда вера «вошла в моду», не стеснялся открыто и определенно говорить о своих атеистических убеждениях.

Василий Павлович Аксенов

20.08.1932 — 06.07.2009

Писатель, который, по утверждениям исследователей, первым ввел слово «джинсы» в русскую культуру и сделал их своей униформой. Один из самых ярких представителей поколения шестидесятников, Аксенов никогда не входил в число активных антисоветчиков. Однако это не помешало советской власти в 1980 году лишить его гражданства — слишком уж сильны были их «стилистические разногласия». Через десять лет гражданство ему вернули, однако полноценного возвращения на родину не случилось: хотя в последние годы он все больше времени проводил в России, жить остался во Франции. Аксенов называл себя «консервативным либералом или либеральным консерватором», и эта умеренность была главной его чертой.

Вячеслав Васильевич Тихонов

08.02.1928 — 04.12.2009

Советский разведчик Максим Максимович Исаев, более известный в широких кругах как штандартенфюрер СС Штирлиц, в исполнении Вячеслава Тихонова стал не просто любимым кинопер­сонажем, он превратился в культового героя фольклора. И хотя в нашей стране тогда еще не было такого понятия, как секс-символ, Тихонов, безусловно, стал им для миллионов советских женщин. Секрет фан-тастической популярности актера, возможно, еще и в том, что в его лучших ролях сглажен один из главных отечественных социальных конфликтов: он играет таких интеллигентов, которых народ просто не может не полюбить.

Олег Иванович Янковский

23.02.1944 — 20.05.2009

Барон Мюнхгаузен, Сказочник из «Обыкновенного чуда», митрополит Филипп из лунгинского «Царя» — наверное, нельзя сказать, что Янковский был актером множества амплуа, однако на народной любви к нему это нисколько не сказалось. Унаследованная от отца — репрессированного царского офицера — благородная стать до конца жизни оставалась его фирменным знаком, ею не уставали восхищаться несколько поколений зрителей. Без Янковского трудно представить себе знаменитый захаровский Ленком, на сцене которого он сыграл во многих ставших легендарными спектаклях: «Автоград XXI», «Ясновидящий» по Лиону Фейхтвангеру, «Шут Балакирев».

Клод Леви-Стросс 

28.11.1908 — 30.10.2009

Это почти невероятно, но человек, про которого любой студент гуманитарного факультета знает, что именно ему наука обязана множеством главных своих идей, был нашим современником. Клод Леви-Стросс, ставший классиком еще в середине XX века, лишь немного не дожил до окончания первого десятилетия двадцать первого. Создателя структурной антропологии то объявляли пророком толе­рантности, то обвиняли в пропаганде расизма. А Леви-Стросс всегда был вне политики, оставаясь верен исключительно принципу научной добросовестности.

Александр Моисеевич Пятигорский

30.01.1929 — 25.10.2009

Александр Пятигорский был из тех немногих диссидентов, которых на Западе ценили не только и не столько за борьбу с советской властью, сколько за их собственное творчество. Он мог с одинаковым знанием дела рассуждать о «Докторе Живаго» и средневековой тамильской литературе, о политической истории и буддизме, о масонстве и мифологическом сознании современного человека. Его категорически не устраивала марксистская формула «бытие определяет сознание». В 2006 году, впервые более чем за тридцать лет приехав в Россию, он сформулировал альтернативное утверждение: «Как думают, такое и время».

Майкл Джозеф Джексон

29.08.1958 — 25.06.2009

Будущий король поп-музыки и «самый белый чернокожий в мире» был седь-мым ребенком в семье и уже в воз-расте шести лет вместе с четырьмя братьями дебютировал на сцене в составе группы The Jackson-5. Еще через семь лет Майкл Джексон начал сольную карьеру, в течение которой успел выпустить 10 альбомов, включая Thriller, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый в мире. Когда в один прекрасный день Джексон явил себя миру белокожим, это стало настоящим шоком. Говорили, что он сделал пластическую операцию, а сам он впоследствии утверждал, что виной всему была болезнь витилиго. Два брака, трое детей и два обвинения в растлении малолетних — это все о Майкле Джексоне. Своим наследникам он оставил огромное состояние и миллионные долги.

Сергей Владимирович Михалков

28.02 (13.03)1913 — 27.08.2009

Автор трех редакций текста гимна нашей страны, Сергей Михалков для одних — певец великой державы, для других — символ ее лжи и пошлости. Кто-то восхищается патриархом большого творческого семейства, кто-то не может простить ему участие в травле Бориса Пастернака и диссидентов. Есть и те, кому нет дела ни до гимнов, ни до взаимоотношений Михалкова с властью, зато его «Дядю Степу» они читали сами и будут читать своим детям и внукам.

Людмила Георгиевна Зыкина

10.06.1929 — 01.07.2009

Людмила Зыкина умела сочетать близость к власти и к народу. Несмотря на то что настоящих хитов в ее исполнении можно вспомнить не так уж и много — «Оренбургский пуховый платок» Пономаренко, «Течет Волга» Фрадкина, «Рязанские мадонны» Долуханяна, — она, безусловно, была одной из самых любимых страной певиц. А руководители государства охотно посылали Зыкину на Запад в качестве воплощения русско-советского духа. Сама она даже рассказывала, что как-то пела для Битлов, хотя их биографы этот факт не подтверждают. В отличие от многих коллег по цеху Зыкина вполне успешно вписалась и в реалии новой России, продолжая давать концерты и петь с молодыми артистами.

Милорад Павич

15.10.1929 — 30.11.2009

Сам Милорад Павич говорил, что он — «писатель уже более двух сотен лет»: еще в 1766 году один из его предков издал свой томик стихотворений и стал основателем литературной династии. Многие из книг этого классика постмодернизма написаны в форме нелинейной прозы, включая знаменитый роман-лексикон «Хазарский словарь», принесший ему всемирную славу. У одних Павич вызывал искреннее восхищение, у других раздражение — его даже называли «интеллектуалом для бедных». Сам он горько констатировал: «Моим книгам было бы лучше, если бы их написал какой-нибудь турок или немец.

Я же был самым известным писателем самого ненавидимого народа — сербского».

Борис Александрович Покровский

23.01.1912 — 05.06.2009

«Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня, — говорил великий оперный режиссер Борис Пок­ровский. — Через три дня нация проснется освеженной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой». Его творчество было тесно связано с Большим театром: в общей сложности он прослужил там в качестве сначала режиссера, а потом главного режиссера более 30 лет и поставил более 40 спектаклей. Основал и почти сорок лет руководил Московским государственным академическим камерным музыкальным театром. Его привечала и советская, и российская власть: среди его многочисленных наград четыре Сталинских премии и три ордена «За заслуги перед Отечеством».

Морис Дрюон

23.04.1918 — 14.04.2009

Морис Дрюон был всегда на особом счету и у российского читателя, и у российской власти. В Советском Союзе до дыр зачитывали его исторические романы из серии «Проклятые короли», а руководство страны особенно ценило его за антибуржуазную репутацию. На любовь к себе Дрюон отвечал взаимностью: неоднократно приезжал в Россию, регулярно встречался с ее лидерами, а Владимира Путина и вовсе называл своим «главным русским другом». Возможно, все дело в корнях, ведь предки писателя происходили из России. А возможно — в специфических политических взглядах: Дрюон восхищался Иваном Грозным, а Иосифа Сталина называл «неплохим политиком, полезным для страны».

Роман Львович Трахтенберг

28.09.1968 — 20.11.2009

Известность пришла к Роману Трахтенбергу на исходе 90-х в родном Петербурге, где он служил в кабаре «Хали-гали» мастером на все руки: конферансье, режиссером, арт-директором. А через несколько лет его узнала вся продвинутая молодежь страны. Непревзойденный рассказчик анекдотов, он стал для нее чем-то вроде Юрия Никулина для старшего поколения. Карьера шоумена складывалась чрезвычайно удачно: его звали на радио, на телевидение, в кино… Однако счастливее он не становился. По воспоминаниям знакомых, в жизни Трахтенберг был довольно замкнутым, даже занудным. А в одном интервью он сказал: «По всей видимости, такие, как я, долго не живут».

Иван Владимирович Дыховичный

16.10.1947 — 27.09.2009

Закадычный друг Владимира Высоцкого, Дыховичный когда-то вместе с ним играл в театре на Таганке. В разгар перестройки он выпустил свой первый фильм — «Черный монах», который с распростертыми объятиями встретили в Европе. Этот успех стал самым громким в режиссерской карьере Дыховичного. Впрочем, и у следующих его картин нашлось немало поклонников. Смерть Дыховичного, пусть и в далеко не почтенном еще возрасте, не стала неожиданностью для его близких: рак лимфы у него диагностировали несколько лет назад. Однако страшный диагноз не помешал ему снять напоследок абсурдистскую комедию «Европа-Азия», столь же неоднозначную, как и все его предыдущие работы.

Валентин Иванович Варенников

15.12.1923 — 06.05.2009

Долгое время ходила легенда, будто именно генерал Варенников, трижды раненный в Великой Отечественной войне и участвовавший во взятии Берлина, нес Знамя Победы на знаменитом параде, хотя Знамени Победы во время Парада Победы на Красной площади не было. Варенников реальный, а не легендарный, руководил работой воинских частей по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и выводом советских войск из Афганистана. Он же был среди лидеров ГКЧП, но в отличие от остальных амнистию не принял, а на суде защищался лично и был оправдан за отсутствием состава преступления. До конца дней он оставался убежденным сторонником возрождения СССР.

Игорь Несторович Голембиовский

07.09.1935 — 02.10.2009

По утверждению Марка Захарова, Игорь Голембиовский мог бы стать отличным режиссером. Больше, чем главным редактором, — ре­жиссером, идеологом был Голембиовский для газеты «Известия», которую он возглавил после августовского путча 1991 года. Под его руководством она стала одним из эталонов новой российской журналистики, а в 1997 году пала одной из первых жертв «конфликтов хозяйствующих субъектов», столь частых впоследствии. В журналистику эпохи Путина он не вписался: сначала за критику власти Голембиовского уволили из созданных им «Новых Известий», а потом из-за проблем с деньгами прекратил существование его последний проект — газета «Русский курьер».

Екатерина Сергеевна Максимова

01.02.1939 — 28.04.2009

«Очаровательная маленькая жемчужина», как назвал ее кто-то из критиков, Екатерина Максимова прославилась и в классическом балете, и в современной хореографии. Она станцевала едва ли не во всех классических постановках Большого: Жизель (одноименный балет Адана), Китри («Дон Кихот» Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Балерина («Петрушка» Стравинского). А для своего супруга Владимира Васильева стала не только музой, но и верной соратницей в деле задуманной им «балетной революции». Она станцевала в его «Анюте», «Золушке», исполняла роль Джульетты в «Ромео и Джульетте». Критики отмечали не только феноменальную технику Максимовой, но и ее непревзойденный артистизм.

Джон Хойер Апдайк

18.03.1932 — 27.01.2009

Всемирную известность и Пулитцеровскую премию Джону Апдайку принесла серия романов о Херри Энгстреме по прозвищу Кролик. По словам самого Апдайка, это рассказ о жизни выходцев из «протестантского среднего класса в маленьком американском городке, страдающих от внутренних противоречий». История Энгстрема принесла ему славу тонкого критика общественных нравов США, а роман «Месяц воскресений» — репутацию христианского писателя. Однако не успел Апдайк привыкнуть к ней, как был раскритикован за весьма вольное обра-щение к «дьявольской» теме в «Иствикских ведьмах». Впрочем, к славе Апдайк относился без особого почтения, называя ее «маской, разъедающей лицо».

Фото: Риа Новости; GAMMA/East News; Итар-Тасс; Л. Шерстенников/East News; AFP/East News

У партнеров

    «Русский репортер»
    №48 (127) 17 декабря 2009
    Кризис
    Содержание:
    Фотография
    Прогнозы
    Портфолио
    Фотополигон
    Реклама