Куда плывем

Тренды
Москва, 28.01.2010
«Русский репортер» №3 (131)
Когда российский сухогруз «Арктик Си» под флагом Мальты захватывают с непонятным грузом по пути из Финляндии в Алжир, самому далекому от темы читателю новостей приходит в голову мысль, что морские перевозки устроены непросто, а их маршруты запутанней, чем у самого экономного туриста, решившего с восемью пересадками добраться до теплых островов на другом конце света. Однако курьезы с водными трассами — штука более чем серьезная

Мало того что морем перебрасывают 90% всех грузов мира, биологи видят в судоходстве главный механизм миграции морской флоры и фауны — точно так же эпидемия «свиного» гриппа расползается через сеть аэропортов. Водоросли и рыбы путешествуют с балластной водой и попадают в новую среду, едва откроют кингстоны. Полипы и присоски путешествуют на днищах. Экономисты даже посчитали ущерб от «нелегальных биологических мигрантов» для мировой экономики: только для США убытков набралось на $120 млрд в год.

Чаще всего так изучают социальные сети, чтобы, скажем, ответить на вопрос, сколько рукопожатий отделяют случайного бразильца от случайного украинца (ответ: около 6). Два произвольных порта, как оказалось, связаны в среднем 2,5 «рукопожатия» — столько отрезков пути приходится проплыть, чтобы попасть из одного в другой. Цифра для аэропортов — 4,4.

«Сетевой» метод давным-давно освоен наукой о транспорте, но там теоретикам  проще: просто берешь готовую карту дорог и сравниваешь маршруты. Хотя в океане нет ни разметки, ни светофоров, там тоже имеются четко определенные трассы. Некоторые, что любопытно, односторонние: бывает так, что из порта А в порт Б плавают часто, а в обратном направлении — практически никогда.  У сухогрузов своя транспортная сеть, у танкеров своя. Контейнеровозы, как оказалось, ходят по регулярному расписанию, сухогрузы (вроде злополучного «Арктик Си») редко проделывают один и тот же путь дважды.

Если не биологи, то хотя бы пираты должны сказать педантичным физикам спасибо.

Источник: Kaluza P., Kölzsch A., Gastner M. T. and Blasius B. The complex network of global cargo ship movements // J. R. Soc. Interface (accepted)

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (131) 28 января 2010
    Милиция
    Содержание:
    Мент-2010

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Реклама