Неисполнительная вертикаль

25 марта 2010, 00:00

Дмитрий Медведев публично раскритиковал правительство за плохое исполнение его поручений. Среди самых нерадивых — министерства обороны, энергетики и регионального развития. Впрочем, как выяснил «РР», претворять слова президента в жизнь не спешат и многие другие ведомства. Вопрос лишь: не могут или не хотят?

Вечером 18 марта министр внутренних дел Рашид Нургалиев получил от Дмитрия Медведева срочное поручение. Накануне из-за действий милиции прекратил работу один из крупнейших файлообменных сервисов Рунета — ifolder.ru. Активный пользователь интернета, президент попросил министра разобраться в правомочности действий его подчиненных. 

При прежнем президенте такое и представить было невозможно: Владимир Путин до частных случаев не снис­ходил. А вот его преемнику есть дело не только до проблем государственного масштаба, но и до ситуации вокруг поселка «Речник», и до ДТП на Ленинском проспекте. Даже по сравнению с собой прежним Дмитрий Медведев сейчас активнее: в 2008 году он дал 1354 поручения, а в 2009-м — уже 1752.

«Само по себе такое количество не девальвирует понятие президентского поручения», — полагает эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. Зато к такой девальвации вполне может привести их неисполнение, утверждает эксперт, напоминая, что в конце 90-х в регионах поручения президента Ельцина если и выполняли, то только после третьего напоминания. Судя по всему, Дмитрий Медведев почувствовал ту же тенденцию. Доклады об исполнении его поручений — зачастую отписки. «Начинаешь разбираться — по сути ничего не произошло», — заявил глава государства.

По данным начальника контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко, в прошлом году 669 поручений (то есть около 40%) так и остались невыполненными.

— Поручения президента выполняются в последнюю очередь. Все дело в негласно заведенном порядке. В Белом доме исполняются прежде всего поручения премьер-министра. И как бы президент ни кричал на министров, это он вряд ли сможет изменить. Пока фигура премьер-министра будет сильнее фигуры президента, ситуация не изменится. Весь кабинет министров понимает, кто их назначал на должности и кто их может снять, — заявил «РР» бывший помощник председателя правительства России Михаил Делягин.

Владимир Путин и сам нередко откладывает совещания, в повестке которых стоят поручения Дмитрия Медведева. Премьер объясняет это необходимостью более точной их проработки. Так, часть совещаний по исполнению бюджета 2010 года с участием Минздрава, Мин­экономики, Минрегиона, на которых должны были рассмат­ривать поручения президента, перенесены на апрель.

Чиновники сами признаются, что не всегда спешат выполнять указания президента. К примеру, Минюст недавно должен был проработать вопрос об охране интеллектуальной собственности в интернете. Когда «РР» попытался выяснить судьбу президентского поручения, в министерстве нам сообщили, что рассмотреть его планировали на специальной правительственной комиссии, однако ее заседание отложили на неопределенный срок. Поручение так и осталось невыполненным.

Конечно, вряд ли стоит говорить о сознательном игнорировании президента. Скорее, дело в неэффективности громоздкой бюрократической машины.

Тот же Путин, став премьер-министром, затеял преобразование структуры правительства в том числе и потому, что его поручения «словно уходили в песок», заметил один из собеседников «РР» в Белом доме.

— На самом деле поручений поступает огромное множество. Иногда чиновники физически не успевают их исполнить. Иной раз на законопроект, который требует серьезной работы, дается всего месяц, — рассказал «РР» бывший заместитель министра финансов Сергей Алексашенко. — Но в целом в нынешнем кабинете министров сформировалось правило, что лучше ничего не делать, потому что в большинстве случаев ругают за то, что сделали что-то не так. Поэтому исполнители предпочитают отлынивать.

В неисполнительности правительственных чиновников «РР» убедился сам. В начале февраля мы разослали в семь министерств запросы о результатах исполнения конкретных поручений Дмитрия Медведева. Полноценный ответ пришел лишь из Министерства образования, отписка — из Минэкономразвития, Минюст отправил ответ по почте, и мы ждем его до сих пор. А Министерство обороны, Минздравсоцразвития и Центробанк закон о СМИ и вовсе проигнорировали.

Есть и еще одна причина инертности бюрократической машины. Стабильность нулевых сильно расслабила чиновников, признает Павел Салин: «Они считают, что их никто не заменит. Чтобы изменить ситуацию, необходимо активизировать кадровую ротацию». С ним согласен и руководитель политологического отдела фонда ИНДЕМ Юрий Коргунюк: «Для бюрократа готовность бежать выполнять пожелание начальника нехарактерна. Чиновник станет это делать, только если неисполнение может обернуться для него неприятными последствиями».

До сих пор таких последствий мало кто опасался. «Жесткость, с которой звучат все поручения Медведева, — это его стиль, к нему все уже привыкли и знают: пока никакие угрозы президента не оправдывались. Значит, работать по исполнению его поручений можно, как и раньше, откладывая их на потом», — объясняет «РР» директор Института политических исследований Сергей Марков.

Впрочем, на том же совещании Медведев подал чинов­никам сигнал. Мер, предложенных главой контрольного управления Константином Чуйченко, — введения новой системы контроля исполнения поручений и проведения совещаний раз в полгода — президенту показалось недостаточно. За перенос сроков в связи с неисполнением поручения он предложил чиновников увольнять. «Кто не исполняет, на улицу пусть идет», — огласил президент очередной приговор. Осталась самая малость — привести его в исполнение.