Кеш за трэш

Среда обитания
Москва, 29.04.2010
«Русский репортер» №16 (144)
Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Так можно охарактеризовать первые результаты программы по утилизации старых машин, стартовавшей 8 марта

Потребители с готовностью встали под знамена очередного проекта по «поддержке отечест­венного производителя» — прошлогодняя программа льготного автокредитования вызвала куда меньше энтузиазма. Утилизация оказалась проще и понятней для всех. Подобные меры для стимулирования автопрома принимали в прошлом году в США, Германии, Великобритании и других странах. И, как всегда, тамошним автовладельцам мы можем только позавидовать.

Несмотря на низкое качество, российские автолюбители предпочитают ВАЗ. Так что те, кто не купят иномарку и следующие десять лет будут ездить на отечественных «дровах», ругаться, плеваться, а затем опять менять их на новые — если, конечно, такая возможность представится. Об этом говорят цифры: за первый квартал продано 12 548 ав­томобилей «Лада» против 588 Renault и 479 Ford. У остальных иностранных производителей продажи и того меньше.

— Есть несколько основных отличий нашей программы от аналогичных зарубежных. Во-первых, это момент запуска. За рубежом — в Китае, США, Германии, Великобритании — они были запущены в наиболее острой фазе кризиса, в 2009 году, — рассказывает Владимир Рябушко, генеральный директор дилерского центра Nissan компании «Автомир» и по совместительству член рабочей группы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» по реализации программы утилизации старых автомобилей. — Во-вторых, размер государственного финансирования. В Китае на эти цели было выделено 1,6 миллиарда долларов, в Германии — 6,75 миллиарда, в США — 3 миллиарда, в Великобритании — 624 миллиона, в России — 380 миллионов (11 миллиардов рублей). При этом доля автомобилей, проданных взамен утилизированных, в США составила не более 3,2 процента от общего объема сбыта новых машин, а в России, по нашим прогнозам, их доля будет не менее 12,5 процента. Наконец, в-третьих, размер утилизационной премии, выплачиваемой гражданину: в США она составила от 3500 до 4500 долларов, в Германии — 3375, в Великобритании — 3100, а в России 50 тысяч рублей (примерно 1700 долларов).

Завидовать, однако, в этом случае бесполезно.

— Сравнивать нашу программу с западными — с теми, к примеру, что реализовывались в США, Великобритании или Германии, — некорректно, — считает Дмитрий Баранов, эксперт УК «Финам Менеджмент». — У них же экономика другая, бюджеты и доходы населения очень сильно от наших отличаются.

Стоит добавить, что в этих странах не было и привязки к месту производства и сборки авто.

Какими принципами — помимо российской прописки — руководствовался Минпромторг, отбирая марки и производителей, точно сказать никто не может.

— Скорее всего, степенью популярности машины: большинство моделей из списка пользуются массовым спросом, — предполагает Дмитрий Баранов.

При этом в списке оказался отечественный бренд «Иж»: в первом квартале 2010 года был продан всего 21 автомобиль этой марки (данные Ассоциации европей­ского бизнеса) — так что сложно назвать ее популярной.

Лидерские позиции классики АвтоВАЗа в программе утилизации объясняют по-разному.

— Основная причина, безусловно, цена, — полагает Владимир Рябушко. — Взамен старой, зачас­тую по многу лет находящейся не на ходу машины можно за 100–200 тысяч рублей — с учетом утилизационной скидки — приобрести новый, пусть и не самый современный автомобиль. В феврале 2010 года доля классики, ВАЗ-2105 и -2107, в продажах АвтоВАЗа составляла всего 13,2 процента, то есть 2668 машин. Однако уже в марте, после запуска программы утилизации, было продано 6912 указанных моделей.

— Большинство владельцев машин старше десяти лет — это люди преклонного возраста, которые выросли на вазовских моделях и к иномаркам относятся скептически, им тяжело перестроиться, — говорит Дмитрий Баранов. — Они десять лет, а то и больше ездили на отечественных авто и менять свои предпочтения вряд ли захотят.

Как отмечают почти все участники рынка, у программы больше плюсов, чем минусов.

— Серьезных недостатков нет — были проблемы с площадками по утилизации, но только в самом начале, — говорит Анна Левина, представитель компании «S˘koda Auto Россия».

Инициатора программы, Минпромторг, пока никто не критикует: программа стартовала не так давно.

— Мы ни от наших дилеров, ни от клиентов жалоб никаких не слышали. Продажи Skoda Octavia, которая входит в государственную программу утилизации автомобилей, в первом квартале нынешнего года выросли на 23 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Конечно, свою роль в этом сыграла и программа утилизации, — добавляет Левина.

Что же касается мошеннических схем с использованием сертификатов на 50  тысяч, то, по словам Левиной, они вряд ли возможны. Сертификаты, получаемые авто­владельцем, защищены — провернуть с ними какие-либо махинации сложно.

Сдавать старый автомобиль и покупать новый лучше в одном дилерском центре. Это не обязательно, но упрощает процедуру и позволяет полностью исключить мошеннические действия. Чтобы сдать старую машину на лом и купить новую, уйдет неделя, но, если выбранная модель на складе отсутствует, ожидание может затянуться на 1–3 месяца.

— Сейчас наблюдается дефицит наиболее востребованных моделей. И это проблема как для клиентов, так и для дилеров, — говорит Рябушко.

Экспериментировать с утилизацией хотят до 1 ноября. Запланировано выдать 200 тысяч свидетельств, но если автовладельцы будут сдавать старое «железо» с таким же рвением, как сейчас (с 8 марта по 18 апреля выдано более 67 тысяч сертификатов), то зарезервированные в бюджете 11 миллиардов рублей закончатся уже к сентябрю. По словам Владимира Рябушко, по этой причине досрочно завершился аналогичный проект в США. Некоторые эксперты считают, что программу могут продлить, но пока это лишь слухи.

Фото: РИА Новости; Итар-Тасс

Как воспользоваться программой утилизации

  1. Проверьте соответствие вашего авто требованиям программы: возраст — не менее 10 лет, масса менее 3,5 тонны, в вашей собственности более года. Кроме того, машина должна быть поставлена на учет в ГИБДД, а комплект документов сохранен.
  2. По предварительной записи вы приезжаете в любой автосалон к дилеру. Там оформляется рукописная доверенность для снятия старого автомобиля с учета и для дальнейшей передачи его на утилизацию.
  3. Дилер вносит информацию в базу данных на сайте Минпромторга и распечатывает бланк свидетельства об утилизации с уникальным номером, защищенным штрих-кодом.
  4. Вы платите дилеру 3 тыс. рублей за утилизацию и можете выбирать новый автомобиль — всеми бумажными делами занимается дилер.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №16 (144) 29 апреля 2010
    Президент
    Содержание:
    Вторая половина

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Репортаж
    Портфолио
    Путешествие
    Реклама