«Я хочу сказать им: мы продолжим держаться нашей Конституции и наших пушек и религии, а вы можете держаться перемен», — экс-кандидат в вице-президенты США республиканка Сара Пэйлин обрела новую политическую жизнь благодаря Чайной партии и ее экспрессам, колесящим по Штатам и в крайне резких выражениях поносящим Обаму и его курс.
Один из лидеров левого крыла американской политики Ноам Хомский, глядя на активистов Чайной партии, сказал: «Я достаточно стар, поэтому слышал по радио речи Гитлера и помню тексты и тон тех митингов, и у меня страшное чувство, что собираются черные тучи фашизма».
В начале прошлого года на самом правом фланге американской общественно-политической мысли внезапно появилось новое мощное социальное движение под названием Чайная партия. Оно возникло в обход еще не отошедших от поражения на президентских выборах республиканских политиков — из самых низов, на голом энтузиазме, с помощью интернета и социальных сетей.
Активисты начали организовывать митинги под лозунгами снижения налогов и госрасходов, критики плана стимулирования экономики, а также обамовской реформы здравоохранения. Название движения восходит к «Бостонскому чаепитию», с которого в 1773 году началась война за независимость США и которое в свою очередь было связано с недовольством налоговой политикой Великобритании. Сейчас, согласно опросу CNN, движение поддерживают больше трети американцев, и почти 16% готовы проголосовать за его кандидата в конгресс.
Профессор Северо-Западного университета США Георгий Дерлугьян считает, что Чайная партия — это «буквально зеркальное отражение того движения, которое внезапно возникло в поддержку Обамы два года назад. Когда два миллиона студентов вдруг исчезают с занятий и уезжают куда-нибудь в Индиану стучать людям в двери и звать их голосовать. Все это было организовано через интернет сугубо добровольно.
Но вот Обама пришел к власти и начал свою прагматичную политику. Руководство партии пыталось ввести это движение в рамки какой-то партийной дисциплины, и оно просто исчезло. Зато точно такое же движение зародилось справа. И точно так же оно распадется, когда кто-то из Республиканской партии попытается создать из него машину для избрания честолюбивых политиков. Так что это совсем не уникальное для Америки явление».
В истории США было огромное количество разнообразных протестных движений. Но они не смогли поколебать основ политической системы. «Был в начале 90-х годов популярный консервативный независимый кандидат Росс Перо — где он? Было “сердитое меньшинство” в 70-е. Были мощное феминистское, негритянское, профсоюзное движения — где они все? Организации есть, а движений нет. В США постоянно есть фон популистских патриотических праворадикальных организаций. Американская политика вообще очень бурная и весьма насильственная, не такая, как в Европе. Она такая уже последние 150 лет», — говорит Дерлугьян.
Чайная партия создает в США очень много шума. И все же у нее мало шансов стать полноправным и самостоятельным субъектом американской политики. Росса Перо в 1992 году поддержали на выборах 18% американцев, но он все равно не получил ни одного голоса выборщиков.
Однако специфика нынешней ситуации в том, что именно отсюда — с правого консервативного религиозного фланга, а вовсе не от левых — в США растет сопротивление последовательному усилению позиций финансовых корпораций, что стало особенно заметно на фоне разразившегося кризиса. Правые чувствуют, что американский средний класс усыхает: снизу на него давят беднейшие слои населения, мигранты и цветные, а сверху — крупный финансовый капитал.
Не имея институционального доступа на политическую арену, Чайная партия может торговаться с республиканцами за учет каких-то своих требований в их политической программе. В ноябре в стране состоятся промежуточные выборы в конгресс, на которых республиканцам предвещают успех. Энергетика активистов Чайной партии может помочь им взять реванш за поражение на президентских выборах 2008 года. Но слишком активные попытки республиканских политиков и политтехнологов переплавить этот народный энтузиазм в пиар могут сделать с Чайной партией то же, что сделала Демократическая партия с народным движением в поддержку Обамы. Фашизм Америке вряд ли угрожает. Но инициативой в борьбе против политической коррупции и зарвавшихся олигархов владеют сегодня правые религиозные и консервативные слои.