Дать дуба
Мореный дуб, черный, как уголь, или благородно-коричневый в седых прожилках, для курительных трубок подходит идеально. Поднятый со дна реки или болота, где он пролежал сотни лет, такой дуб и обработки-то особой не требует: надо только отсечь все лишнее — и выйдет отличная трубка.
Трубка с бахчи
Трубки-калабаши родом из Африки. Их с XIX века делают целиком из очищенной и просушенной миниатюрной тыквы-горлянки, которой еще на грядке придают нужную форму. Такую трубку в зубах не больно-то подержишь — она достигает 20–25 см в длину. Зато она легкая и в ней прекрасно охлаждается дым. А еще она напоминает ту самую, которую курил Шерлок Холмс.
Царица полей
Говорят, трубки из кукурузных початков начал делать голландец Хендрик Тиббе. На родине у него сожгли мебельную фабрику, и он перебрался делать мебель в Америку, а на досуге мастерил из подручных материалов трубки. Возможно, использовать кукурузные кочерыжки он научился у индейцев. Но когда трубки из «миссурийской пенки» стали набирать популярность, голландец их быстренько запатентовал и открыл фирму по их производству. Вот только очень уж они недолговечны. Так что сегодня их больше покупают для коллекции.
Настоящему индейцу
Глиняные трубки европейцы позаимствовали у американских индейцев вместе с курительным табаком. Было время, когда половина голландского города Гауда делала одноименный сыр, а другая половина — трубки. Потом голландцы решили придать своим трубкам более внушительный вид. Получился «ярд глины» с длинным — 40,64 см — мундштуком.
Курительный корень
Честь создания первой бриаровой трубки (из корня древовидного вереска Erica Arborea) принадлежит французскому краснодеревщику из города Сен-Клод. Бриар оказался на удивление прочным, легким и красивым материалом, потеснившим в XIX веке на европейском рынке традиционные глину и фарфор. Правда, мороки с ним много: прежде чем утолщение верескового корня превратится в трубку, его долго сушат, обрабатывают и проверяют на пригодность. Зато результат годится и для курения, и для коллекции. Центром производства бриаровых трубок по-прежнему остается Франция.
Турецкая пена
Легкий пористый минерал, которому австрийцы, триста лет назад первыми приспособившие его для изготовления трубок, дали нежное название Meerschaum — «морская пена», с незапамятных времен добывают только близ турецкого городка Эскишехир. Из легкой в обработке пенки можно создавать настоящие резные шедевры. Кроме того, пористый материал, как фильтр, впитывает влагу и деготь, благодаря чему белые трубки со временем становятся медово-коричневыми и приобретают аристократизм, что добавляет удовольствия при курении. Вот только чтобы пенка дожила до почтенного возраста и обрела благородный вид, обращаться с ней нужно бережно и уж во всяком случае не ронять и не выбивать из нее пепел.
Фото: Кирилл Лагутко для «РР». Благодарим за помощь в организации съемки интернет-магазины www.Cigarrus.ru, www.tabachok.ru