Прямая речь

20 мая 2010, 00:00

Алексей Попов, ведущий аналитик портала «ГдеЭтотДом.Ру»

 pic_text1

Одна из тенденций прошлого сезона: девелоперы переделывали бизнес-класс в эконом. В этом году тенденция сохранилась. Многие загородные проекты переформатируются в более доступные для покупателей. Изменения концепции выражаются в сокращении площадей объектов, использовании более экономичных строительных и отделочных материалов, отказе от малых архитектурных форм и ландшафтного дизайна. Часть поселков отказалась от инфраструктурных объектов (либо оставили самые необходимые опции наподобие мини-маркета).

Если увеличение объема предложения в эконом-сегменте можно считать позитивной тенденцией, то отказ от инфраструктурного обеспечения поселков может серьезно снизить привлекательность загородной недвижимости как таковой. Те, кто изначально ориентировался на покупку загородного дома из-за желания жить в «экологически чистых пригородах», вряд ли обратят внимание на недостатки в инфраструктуре поселка, а вот заинтересовать клиентов, которые не готовы полностью отказаться от городского стиля жизни, одним лишь коттеджем на огороженной территории в нескольких десятках километров от Москвы будет гораздо сложнее.

Роман Большаков, коммерческий директор Urban Group

 pic_text2

В ближнем Подмосковье — до 50 км от МКАД — 60% загородной недвижимости эконом-класса представляют земельные участки без подряда. Предложение готовых коттеджей стоимостью до 350 тысяч долларов незначительное и зависит прежде всего от направления. Впрочем, наметились положительные тенденции в формировании предложения готовых коттеджей в ближнем Подмос­ковье: стоимость от 160 тысяч дол­ларов, площадь домов 90–120 квад­ратных метров, участки 5–6 соток; наиболее экономичные технологии строительства, в том числе технологии быстровозводимых каркасных домов. Дальше чем в 50 км от МКАД можно приобрести готовые коттеджи в сегменте эконом-класса — предложений много, в том числе в формате «дальних дач».

Илья Сапунов, гендиректор компании «Красивая земля»

 pic_text3

Одна из наиболее ярких тенденций последних месяцев: спрос постепенно смещается в сторону более дорогих участков. То есть меньше стало клиентов, предпочитающих покупать участки на самых ранних этапах возведения поселка, — желательно, чтобы там уже было начато строительство дорог и подведение коммуникаций. Смещение спроса прослеживается и относительно удаленности от МКАД: если в 2009 году более 60% спроса на землю без подряда приходилось на участки в 50–70 км от МКАД, то сейчас эта цифра снизилась примерно до 40–50%, а остальной спрос смещается в поселки, расположенные в 30–50 км от МКАД и ближе.

Фото: Итар –Тасс; из личного архива А. Петрова; Итар –Тасс; из личного архива Р. Большакова; И. Сапунова