Искусство краж

Актуально
Москва, 27.05.2010
«Русский репортер» №20 (148)
В ночь с 19 на 20 мая в Париже из Музея современного искусства в Токийском дворце были украдены работы Пикассо, Матисса, Брака, Модильяни и Леже — всего на сумму около 100 миллионов евро

По признанию представителей музея, система охраны в здании не работала уже с марта. Однако камеры слежения засняли человека в маске, который около четырех утра проник в музей через окно, — ему потребовалось 15 минут, чтобы вынуть холсты из рам и покинуть здание.

Мотивы у преступников, совершающих подобные кражи, бывают самые разные. И самый очевидный из них — желание обладать произведением искусства — чаще всего оказывается мифом. Вот и на этот раз эксперты сходятся во мнении, что пять таких дорогих картин вряд ли украдены по заказу любителя живописи.

Единственным известным вором, для которого эстетическое наслаждение оказалось выше, чем возможность перепродать картину, был Адам Уорт — с него Конан Дойл писал своего профессора Мориарти. В 1876 году Уорт украл портрет герцогини Девонширской кисти Гейнсборо и долгие годы возил его повсюду с собой.

На кражу знаменитых полотен могут решиться обиженные сотрудники музея. История знает даже случаи, когда картины похищались в знак протеста: в 1961 году безработный водитель Кемптон Бантон, возмущенный ростом цен, украл портрет герцога Веллингтона кисти Гойи из лондонской Национальной галереи.

Продать известные картины на открытом рынке фактически невозможно. Есть, конечно, вероятность, что при реализации полотна в обход аукционов никто не заинтересуется его происхождением, но и стоимость картины будет низкой. Да и потом сегодня Пикассо, выставленный на продажу, тут же привлечет внимание.

Поэтому остаются две возможности: либо при заключении крупной криминальной сделки расплатиться картинами за оружие или наркотики, либо пошантажировать страховую компанию и вернуть полотна за вознаграждение. Галерея Тейт, к примеру, выложила больше трех миллионов фунтов за две работы Тёрнера.

Самые крупные музейные кражи:

  • Около $500 млн 13 картин разных авторов. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. 1990
  • Около $200  млн 20 картин Ван Гога. Музей Ван Гога, Амстердам. 1991
  • Около $164 млн 4 картины разных авторов. Частный музей, Цюрих. 2008
  • Около $100 млн «Крик» и «Мадонна» Эдварда Мунка. Музей Мунка, Осло. 2004
  • Около $100 млн «Портрет Сюзанны Блох» Пикассо и «Крестьянин на кофейной плантации» Кандиду Портинари. Музей искусств, Сан-Пауло. 2007

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (148) 27 мая 2010
    Долгосрочные прогнозы
    Содержание:
    Леонид Вальдман: Мы можем стать свидетелями кризиса европейской модели цивилизации

    Какова глубина нынешнего европейского кризиса, как долго он может продлиться и какие последствия будет иметь? На эти вопросы по просьбе «РР» попытался ответить Леонид Вальдман, известный американский экономист и бизнес-аналитик, в свое время предсказавший ипотечный кризис в США

    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Реклама