Режиссеры ближайшего будущего

3 июня 2010, 00:00

Присуждение «Пальмы» Апичатпонгу Вирасетакуну — редкий случай, когда радикальное и очень немассовое кино получает широкое международное признание. В ближайшие годы это вполне может превратиться в мировой тренд: радикальный взгляд на мир и на отношения режиссера со зрителем становится все более востребованным в современной культуре. Кого из современных режиссеров крупные мировые кинофестивали могут открыть широкой публике завтра?

Кристи Пуйю

Румыния

Первопроходец румынской «новой волны». В 2005 году он попал в каннскую программу «Особый взгляд» с картиной «Смерть господина Лазареску», хотя это явно был главный фильм фестиваля. Через два года другому румыну — Кристиану Мунджу — дали «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня».

Новая картина Пуйю «Аврора» в этом году снова попала в каннский «Особый взгляд» — видимо, из-за того, что это принципиально незрелищное кино. «Аврора» — это три часа из жизни обычного румынского рабочего (его играет сам режиссер), в течение которых вообще ничего не происходит. Разве что герой, даже не изменившись в лице, убивает трех человек. Только так и можно показать, что убийство в наши дни не имеет под собой никакой моральной и метафизической почвы и не вызывает у преступника ни раскаяния, ни мук совести.

Тарик Тегия

Алжир

Режиссер и фотограф. В 2008 году в Венеции показали его картину «Внутренняя земля». Это кафкианская история обычного землемера, который получает работу в западной части Алжира. Герой тихо исследует местность, измеряет расстояние между деревьями, а в это время в регионе начинают происходить теракты, организованные исламскими террористами.

«Внутренняя земля» — образец нового политического кино и отражение сегодняшнего мира, в котором политические страсти уже не столько заставляют выходить на улицу и лезть на баррикады, сколько вынуждают человека окончательно уйти в себя. Отдельного анализа заслуживает то, как Тегия работает с живой фактурой и живыми звуками, создавая из них реалистичную и одновременно какую-то потустороннюю среду.

Бриллианте Мендоса

Филиппины

Снимает часто и редко промахивается. В прошлом году он выпустил два фильма: первый, «Бойня», участвовал в каннском конкурсе и получил приз за режиссуру; второй, «Лолу», спустя несколько месяцев показали в Венеции. Мендоза стирает границы между игровым и документальным кино: свои шокирующие сюжеты он черпает из жизни и разыгрывает их так, словно все происходит на наших глазах «в прямом эфире».

В «Бойне» коррумпированные филиппинские полицейские насилуют, убивают и расчленяют работавшую на них проститутку, а потом как ни в чем не бывало едят лапшу и расходятся по домам, где их ждут любящие жены и дети. В «Лоле» так же бескомпромиссно рассказывается история двух незнакомых друг с другом старух («lola» по-филиппински — «бабушка»), внук одной из которых случайно убил внука другой, когда тот пытался отнять у него мобильник.

Фото: ap; wireimage/photas; corbis/fotosa.ru; REUTERS; epa