Jabulani, или круглая неожиданность

Соня Бекина
15 июля 2010, 00:00

Для нынешнего первенства было  специально разработано новое поколение футбольных мячей. Представленный зрителям еще в декабре в южноафриканском Кейптауне, мяч, на­званный Jabulani (что на языке зулу, одном из одиннадцати государственных языков ЮАР, означает «праздновать»), поначалу воспринимался на ура.

Действительно, по сравнению с прошлыми моделями он выглядит очень нарядно. Но это не единственное его преимущество. В частности, по правилам ФИФА впитываемость влаги поверхностью мяча не должна превышать 10%. У Jabulani этот показатель равен нулю: дождь ему совершенно не помеха.

Однако вместе с количеством сыгранных на чемпионате матчей росли и претензии к чудо-мячу — в основном, конечно, со стороны вратарей. Голкипер итальянцев Джанлуиджи Буффон прямо заявил, что новая модель не соответствует уровню соревнований, с ним согласился его коллега из сборной Бразилии Жулио Сезар, обозвавший Jabulani «дешевой подделкой из супермаркета». Однако круче всех наподдал по мячу главный тренер сборной Англии Фабио Капелло: «Это худший мяч, который я видел в своей жизни».

Но многие восприни­мают эти обвинения с улыбкой: что, мол, еще они могут сказать после своих поражений? Плохому танцору, как известно, и ноги мешают.

Однако вал критики заставил ФИФА обратить внимание на свойства новинки. Решив ничего не менять в ходе турнира, руководство мирового футбола все же сочло необходимым впоследствии провести полномасштабную оценку мяча.

В вину Jabulani, в частности, ставится непредсказуемость траектории полета. Разработчики оправдываются: хотели, мол, сделать матчи более зрелищными, добавить голов — смастерить такой мяч, который сложно поймать вратарю. «К тому же во время тес­тов жалоб не было», — говорят они.

Однако в ЮАР они появились — некоторые игры проходили на высокогорье, где воздух имеет другую плотность. На это создатель мяча Энди Харланд отвечает: «Мы с самого начала предупреждали, что высокогорье будет влиять на поведение Jabulani, — впрочем, как и любого другого мяча».

Компания «Адидас», выпустившая новинку для нынешнего первенства, поставляет мячи на чемпионаты мира с1970 года: впервые хорошо различимый на экранах телевизоров черно-белый Telstar
появился в Мексике. А в 2006-м компания придумала специальный мяч для финала — золотистого цвета. В ЮАР такой тоже есть — «буб­лики» на поверхности отливают золотом, и даже имя у мяча свое собственное: Jabulani. Чем­пион-2010 получит право в ближайшие четыре года гонять такой мяч во всех своих играх.