Акциз на бензин будут повышать постепенно — по рублю три ближайших года. Формально это неприятность только для нефтяников.
— Но не стоит питать иллюзий: повышение акциза на рубль обернется повышением стоимости литра бензина на автозаправках примерно на 1 рубль 30 копеек, — уверен Сергей Канаев из Федерации автомобилистов России.
Деньги собираются вроде бы на благое дело — на ремонт старых и строительство новых дорог. Сейчас с этим проблемы. На содержание дорог в следующем году нужно 193,5 млрд рублей, а Минфин дает только 56,8 млрд, жаловался на днях министр транспорта Игорь Левитин. Именно он весной этого года и предложил увеличить акциз, а дополнительные доходы — 475 млрд рублей — передать в новый Дорожный фонд.
Дорожные фонды — федеральный и территориальные — появились в России еще в 1991 году. И все время их деятельность сопровождал скандал. Только на реконструкции МКАДа в свое время своровали 453 млрд неденоминированных рублей. Под следствием за строительные махинации побывали замгубернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин и масса чиновников рангом пониже.
Но был в этой ситуации и несомненный плюс: чтобы иметь возможность много украсть, надо было много построить. Для сравнения: в 90-е годы в России строили 7–10 тыс. км новых дорог в год, а в нулевые и три тысячи считались достижением (в кризисный 2009 год построили и вовсе какие-то жалкие 350 км). Резкий спад произошел как раз в 2001 году, когда Владимир Путин дорожные фонды ликвидировал — возможно, ему показалось несправедливым, что на дороги тратится больше, чем на вооружение.
Так что если правительство хочет оживить дорожное строительство, идея воссоздания дорожных фондов, может, и неплоха. Другой вопрос, чьи там будут деньги. В 90-е годы эти фонды пополнялись за счет предприятий. Сейчас, казалось бы, тоже раскошелятся в первую очередь нефтяники. Но легкость, с которой любое повышение налогового бремени они перекладывают на потребителя, общеизвестна.
Может, обиды было бы меньше, отмени правительство одновременно транспортный налог. Выступая за повышение акциза на бензин, Игорь Левитин именно это и предложил в качестве компенсации автомобилистам. Потом его поддержал вице-премьер Сергей Иванов, и казалось, произойдет относительно честная рокировка (по крайней мере, для тех, кто на бензин сильно не тратится).
Но тут за транспортный налог вступились Минфин и Минэкономразвития. У них оказалась другая логика: ведь самый большой транспортный налог сейчас платят владельцы дорогих мощных иномарок, а значит, от его отмены больше всего выиграют именно они, а бюджет потеряет. Прислушались, видимо, и к мнению регионов, для которых транспортный налог — неплохой источник доходов.
В итоге Минфин озвучил компромисс: транспортный налог оставить, но уменьшить в два раза и позволить регионам при желании полностью отменять его для владельцев «народных» авто мощностью до 150 лошадиных сил. Устроит ли это автомобилистов, у которых с правительством и без того непростые отношения? Сергей Канаев, организатор многих акций протеста, не знает,
будет ли недовольство сильным: людям начинают специально морочить голову — поднять акциз на рубль, снизить налог в два раза. Мол, пока в голове вся эта арифметика сложится, и на митинг идти перехочется.
Впрочем, мы помним, что автомобилисты могут активно протестовать и с запозданием. Так было в 2009 году с повышением того же транспортного налога, когда акции протеста по всей стране заставили власти скорректировать уже принятое решение. Когда правительство на днях будет окончательно определяться с акцизами и транспортным налогом, оно должно это учитывать.