Попасть в ценот

Портфолио
Москва, 05.08.2010
«Русский репортер» №30-31 (158)

Честно говоря, работать на Юкатане я не собирался, я ехал туда, чтобы отдохнуть и сделать предложение своей девушке. И только когда стал выяснять, чем там, собственно, можно заняться, узнал о ценотах и был поражен.

Я установил камеру на выступе высотой примерно двенадцать метров над поверхностью воды. Единственным источником света был солнечный луч, пробивавшийся через щель в своде пещеры. Все, что мне оставалось делать, — это ждать, когда появится солнце. Естественно, внутри было жарко и влажно, пожалуй, ценоты были не самым подходящим местом в Мексике, чтобы проводить в них по пять-шесть часов в день. Бывало, что сюда забредала лишь горстка людей, причем не было никакой гарантии, что они соберутся купаться. Композиции получались не особенно сложными, но каждый кадр давался только совместными усилиями облаков, солнца, пловца, воды, ну и конечно, нас с моим фотоаппаратом. Поскольку я использовал камеру большого формата, мне приходилось после каждого кадра перезагружаться, из-за этого тоже было упущено множество возможностей. Но, слава богу, я все-таки сделал несколько снимков, которыми очень доволен. И… что более важно, моя девушка согласилась целую неделю сидеть со мной в раскаленной сырой пещере. Теперь она — моя жена.

Ценоты образуются вследствие размывания подземными водами известнякового плато, на котором покоится Юкатан. В результате возникают гроты с пресными озерами внутри. Причем порой они так близки к поверхности, что земля над ними проваливается, благодаря чему некоторые из озер «выходят» на поверхность
Поскольку на Юкатане почти нет озер, а те немногие, что есть, зачастую заболочены, ценоты были для городов майя главным источником питьевой воды. А найденные археологами золотые украшения и человеческие кости доказывают, что здесь же они проводили культовые церемонии. Майя считали ценоты вратами в загробный мир

Джеймс Померанц занялся фотографией после окончания Колумбийского университета, где он изучал математику и философию. Его работы публиковали такие известные издания, как The New York Times, US News & World Report, Rolling Stone, Reader’s Digest, Time, Camera Arts и Spiegel. Фотографии Померанца выставлялись в лондонской Национальной портретной галерее и были удостоены престижных наград на многих выставках, включая The Schweppes Portrait Prize, Moving Walls Exhibition Series, Magenta Foundation Flash Forward и PDN Photo Annual. Померанц участвовал в World Press Joop Swart Masterclass, а журнал PDN включил его в список тридцати самых ярких фотографов-дебютантов.

 

Новости партнеров

Реклама