У русских нет иллюзий

От редактора
Москва, 09.09.2010
«Русский репортер» №35 (163)

— Мы просто хотели посмотреть, действительно ли Владимир Владимирович сам едет за рулем, — объясняли замысел своего скандального любительского ролика о путешествии премьера на вазовской машине по Дальнему Востоку авторы из клуба внедорожников с соответствующим названием «Диверсант».

Не то чтобы «диверсанты» верили в то, что Путин едет по дорогам страны один, без сопровождения. Наоборот, они не верили даже в то, что премьер сам управляет машиной.

Нет у нас в стране «матрицы», если и была, то рухнула. Нет миллионов обманутых телезрителей, верящих в благостную картинку и якобы поэтому неспособных к критике властей. У русских нет иллюзий. А если и есть, то они чаще полагают, что «в действительности все хуже, чем на самом деле».

Официальным телевизионщикам поэтому стало сложно создавать «картинку». Возможности интернета произвели революцию в массовой коммуникации. С одной стороны, количество интернет-пользовате­лей в России так выросло, что это уже не высоколобая прослойка, а масса людей, соразмерная стране: одних только интернет-дневников в Рунете 22 миллиона. С другой стороны, увлечение интернетом президента Медведева подтолкнуло к использованию этого канала связи для обращений и разоблачений.

И вроде бы президент правильно почувствовал новые технические возможности для общения с народом. Но доверия больше не становится. Народ потешается и над посещением саратовского магазина президентом-блогером. Стоило Медведеву высказаться в том духе, что «цены [в Саратове] в пять раз ниже, чем в Москве», появилось множество сообщений о том, как местные власти готовили город к визиту — с закрытием магазинов и посадкой пальм.

И дело тут не в том, что сами наши президент и премьер «какие-то не такие»: уровень их откровенности и даже иногда артистичности выше, чем у некоторых западных лидеров, — проблема в жанре общения народа и его лидеров.

Ключевой жанр — бюрократический: центральные телеканалы чуть ли не по полчаса в день, отдают на описание скучнейших протокольных мероприятий и встреч, из которых ясно только то, что Медведев — голова, да и Путин — голова. Президент и премьер отсутствие комментариев (не дай бог рискованных!) и полемики пытаются как-то заменить жанром разносов: чиновники и олигархи получают в публичной обстановке «по серьгам». Но от этого протокол не становится политикой — жанр один: есть начальство, а есть народ в качестве подчиненных, зрителей или жалобщиков. И нет равных: ни союзников, ни противников.

Протокольная телевизионная текучка к тому же заслоняет реальные темы, которые лидеры страны вроде бы хотят обсуждать с обществом: от милиции до инноваций. В ответ — назло этому благолепию — многие печатные СМИ и особенно интернет полны тоже не обсуждения, а злопыхательства и стеба. Так что разговора не выходит.

Сладкие, но бессодержательные пиарщики все-таки должны стать умнее: премьер на самолете и президент у ноутбука — это уже «не работает». А сюжеты типа «президент встретился с министром хороших дел и дал ему поручение увеличить процент наилучших дел» ужасно непрофессиональны. Сильным лидером можно выглядеть только среди сильных людей, а не в окружении подчиненных и зависимых.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №35 (163) 9 сентября 2010
    Парламент
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама