Старый рецепт от депрессии

Актуально
Москва, 16.09.2010
«Русский репортер» №36 (164)
Президент США объявил о выделении 50 млрд долларов на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Планы работ впечатляют, хотя уже сейчас ясно, что до лавров Франклина Рузвельта Обаме не дотянуться. Если грядущие выборы в конгресс вообще не похоронят его «новый курс»

Построить и отремонтировать за шесть лет 240 тыс. километров дорог — планы, конечно, грандиозные. Эта цифра, близкая к расстоянию от Земли до Луны и в пять раз большая, чем протяженность всех российских трасс федерального значения. Строительство даст заработок десяткам тысяч человек, ударив по безработице, которая в США достигла отметки в 9,6%.

Особенно соблазнительно, что деньги на новый проект не планируется брать в долг. Финансировать свой план Обама намерен повысив налог на нефте- и газодобычу, а также отменив введенные при Джордже Буше-младшем налоговые льготы для богатых и сверхбогатых американцев.

Впрочем, ряд американских экономистов уже ставит эффективность плана Обамы под сомнение. Профессор Нуриэль Рубини, известный как человек, предсказавший нынешний глобальный финансовый кризис, объясняет свой скепсис просто: объем выделяемых средств слишком мал, чтобы повлиять на американскую экономику. С «новым курсом» Рузвельта нынешний план и правда пока несопоставим. Во второй половине 30-х годов прошлого века затраты на общественные работы, к которым привлекали безработных, составляли порядка 5% тогдашнего ВВП США. Обамовские ассигнования пока не дотягивают и до 0,5%. Да и построили при Рузвельте более миллиона километров дорог.

Система межштатных автомагистралей, которую в 50-х тоже в рамках программы общественных работ начал создавать президент Дуайт Эйзенхауэр, стоила почти 500 млрд нынешних долларов, то есть в десять раз больше, чем предполагает потратить сего­дня Обама. Хотя в Белом доме и оговариваются, что 50 млрд — неокончательная цифра.

Однако и этих денег Обаме могут не дать. 2 ноября в стране пройдут промежуточные выборы в конгресс. Сменятся весь состав палаты представителей, треть сената и 37 из 50 губернаторов. До выборов конгрессмены будут агитировать в своих округах и едва ли найдут время рассмотреть президентское предложение. По последним опросам республиканцы опережают демократов в борьбе за симпатии американцев с 13-процентным отрывом. Велика вероятность, что, когда после выборов конгресс надумает голосовать по этому законопроекту, демократам уже не хватит голосов в его поддержку. А республиканцы и сейчас выступают против.

Хотя, когда связанные с выборами политические дрязги утихнут, американцы наверняка вне зависимости от партийной принадлежности признают, что вкладываться в инфраструктуру им все равно надо. В США одна из самых развитых транспортных систем в мире. Но большая ее часть создана давно и быстро устаревает. Так, уже сейчас видно, что Америка начинает отставать в строительстве скоростных железных дорог. Не только от Европы, но и от Китая. Его отставание от США по части автодорог колоссально, зато по протяженности скоростных железнодорожных линий КНР уже на первом месте в мире. И пока Обама предлагает к 2016 году построить и отремонтировать 6,5 тыс. километров обычных путей, Пекин только в ближайшие два года намерен ввести в эксплуатацию почти столько же скоростных линий.

Догнать не получится

У партнеров

    «Русский репортер»
    №36 (164) 16 сентября 2010
    Террор
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама