Промыватели мозгов

Актуально
Москва, 16.09.2010
«Русский репортер» №36 (164)
С 18 по 28 сентября в Перми пройдет первый фестиваль театра и кино «Текстура». Тема фестиваля — современность, поэтому состав российских участников отличается молодостью: в основном это поколение режиссеров и драма-тургов, которые вышли из новой драмы или документалистики и интересуются прежде всего сегодняшней социальной реальностью. Конкурсных программ четыре: призы будут вручаться за лучший спектакль, лучший фильм, лучшую пьесу и лучший сценарий о современной жизни. «Русский репортер» заранее выбрал свою четверку лидеров

Спектакль

«Так-то да» (Киров, реж. Борис Павлович)

Режиссер Борис Павлович из Петербурга переехал в Киров, стал худ­руком Театра на Спасской — и жизнь там закипела. Одним из новых репертуарных спектак­лей стал документальный проект «Так-то да» — о жизни в городе. Ее особенности зафиксировали четыре драматурга: москвичи Александр Родионов, Максим Курочкин, Саша Денисова и пермячка Любовь Мульменко. Получились четыре новеллы — о городе, о краеведах, о женщинах из музея писателя Александра Грина и о «реальных пацанах» из заводского города-спутника Кирово-Чепецка. Спектакль сопровождается смешными рисунками: художник Елена Авинова сидит на сцене и рисует кировскую жизнь. А реальный прототип краеведа из пьесы Курочкина бросил краеведение и теперь играет в том же Театре на Спасской.

Фильм

«Выход через сувенирную лавку» (США—Великобритания, реж. Бэнкси)

Реальный человек Тьерри Гуэтта — фанат граффити, снимающий на домашнюю камеру своих кумиров — граффитистов. Потом эти материалы попадают в руки к главному граффитисту мира Бэнкси, он монтирует из них фильм, а самого Тьерри делает звездой современного искусства по имени Mr. Brainwash (Промыватель Мозгов), чьи бессмысленные работы продаются за огромные деньги. Впрочем, существует ли Mr. Brainwash в реальности, так и непонятно. Но «Выход через сувенирную лавку» — лучший фильм о современности, снятый за последнее время. Это кино о мире, в котором реальность неотличима от фикций и имитаций — так же, как невозможно отличить правду от вымысла в мокьюментари Бэнкси. О мире искусственном и в то же время свободном, в котором фраза Life is beautiful — лозунг Промывателя Мозгов — звучит как никогда фальшиво и одновременно как никогда правдиво.

Пьеса

«Сухие завтраки» (Вячеслав Дурненков)

«Сухие завтраки» — рассказ о потере работы, которая превращается в экзистенциальную катастрофу. Человек в костюме носит с собой упаковку сухих завтраков и ищет работу; находит друзей, но и друзья какие-то лузеры. Недостаток теплоты, неспособность поговорить, а значит, спасти — вот с чем сталкивается герой; работа для него не способ прокормиться, а способ обрести себя, собрать из осколков собственную личность. Одна из лучших пьес Вячеслава Дурненкова, давно ставшего классиком новой драмы, уже звучала год назад на фестивале молодой драматургии «Любимовка» и стала одним из самых ярких событий последнего театрального сезона.

Сценарий

Takes/Приживление (Валерий Панюшкин)

Журналист Валерий Панюшкин написал отчасти автобиографичный сценарий об успешном журналисте, который по долгу службы посещает онкологический центр и знакомится там с больной раком девочкой-под­ростком. Это история обреченной любви — единственной, которая делает нас сильнее. Панюшкин сочинил вполне коммерческую историю, доказав, что законы «зрительской» мелодрамы нисколько не противоречат социальной точности и чувству современности. Это образец «умного жанра» — мейнстрима с человеческим лицом, по которому так тоскуют наши прогрессивные продюсеры. Осталось только найти режиссера, потому что такое кино — потенциально массовое и в то же время содержательное — у нас, в отличие от Европы и Америки, снимать не умеют и, за редкими исключениями, не хотят.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №36 (164) 16 сентября 2010
    Террор
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама