Мода на спорт

Прожектерство, страсть к экспериментам, преклонение перед интеллектом и богатая фантазия — благодаря этим качествам Франция стала одной из законодательниц моды в мировом спорте. А также моды на спорт как таковой. Именно Франции мы обязаны существованием главных всемирных спортивных событий, включая Олимпиады

Второй президент Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен, предложивший совместить проведение Игр 1900 года со Всемирной выставкой в Париже, был жестоко разочарован пренебрежительным отношением к своему проекту. «Если и есть в мире место, где к Олимпийским играм абсолютно равнодушны, то это место — Париж», — написал он в дневнике, когда успех его начинания еще не был очевиден. Однако история мирового спорта написана как раз такими предприимчивыми энтузиастами, как Кубертен, а не равнодушным большинством.

Мода как дело

Каждая великая нация вносит свой специфический вклад в историю, в том числе в историю спорта. Французы не изобрели столько популярных игр с мячом, как англичане. Не французской, а древнегреческой культуре мы обязаны культу спортивных состязаний. Но вклад французов в историю спорта в ХХ веке огромен. Именно Франция создала всемирную моду на спорт и самые важные форматы международных соревнований.

В 1919 году двукратная олимпийская чемпионка и многократная победительница турниров Большого шлема француженка Сюзанн Ленглен вышла на корт чопорного Уимблдона в короткой юбке, без корсета и с лентой на голове вместо белой шляпки. Это было настоящей революцией, причем не только в теннисе. В те времена еще считалось неприличным укорачивать юбки и рукава, снимать шляпы и носить яркие цвета. Именно Ленглен нынешние зрители обязаны разно­образием нарядов Марии Шараповой и Серены Уильямс, а игроки — профессиональным статусом, ведь Ленглен одной из первых стала зарабатывать деньги на корте, участвуя в показательных матчах с другими звездами тенниса тех лет. За это ее даже лишили звания почетного гостя Уимблдонского турнира.

Во многих видах спорта именно Франция становилась родоначальницей моды и традиций. Если, по знаменитому выражению Калвина Кулиджа, «бизнес (то есть дело) Америки — это бизнес», то, похоже, дело Франции — это мода. И, конечно, главный пример создания вселенской моды на спорт — это современное олимпийское движение.

Происхождение Олимпиады

Традицию Олимпиад, существовавшую в Древней Греции, пытались «возродить» (то есть на самом деле создать заново) несколько раз, однако удалось это только французу Пьеру де Кубертену. Потомок старинной аристократической семьи, в дальних ветвях родословного древа которой затерялись Рубенс и Сирано де Бержерак, он был истым пропагандистом спорта, написавшим о нем около 60 000 страниц разнообразных текстов. В 1892 году Кубертен выступил в Сорбонне с проектом возрождения Олимпиады. После этого был учрежден Международный олимпийский комитет, и уже в 1896 году в Афинах прошли первые Игры.

Не исключено, что именно благодаря своему французскому происхождению Олимпиады сразу же стали ареной смелых экспериментов, причем не только спортивных, но и социальных. Уже парижские Игры 1900 года, вторые в истории, открыли большой спорт для женщин: в афинской Олимпиаде они участия не принимали, а в Париже уже соревновались в теннисе и гольфе. Гораздо позднее Олимпиады начали утрачивать идею свободы, равенства и братства и становиться моделью геополитических столкновений.

Олимпийскую символику — переплетенные разноцветные кольца — придумал тоже Кубертен, равно как и знаменитый девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!». Точнее, как говорят, он услышал его от священника Анри Мартина Дидона на открытии соревнований в колледже, и девиз так ему понравился, что барон позаимствовал его для олимпийского движения. Он же был и скрывшимся под псевдонимом автором знаменитой «Оды спорту», откуда взята ставшая крылатой фраза: «О спорт, ты — мир!»

Сам Пьер де Кубертен похоронен в Лозанне, где находится штаб-квартира МОК, а сердце его — возле руин древней Олимпии. В его честь спортсмены награждаются почетной медалью, которую вручают тем, кто в ходе соревнований проявил особые благородство и честность.

ФИФА по-французски

Франция — родина всемирного футбола. И причина тому, во-первых, все тот же энтузиазм французского типа (требующий серьезного отношения к, казалось бы, не самым серьезным вещам), а во-вторых, журналисты. И это понятно — как еще создается мода, если не с помощью прессы?

21 мая 1904 года в доме 229 на улице Сент-Оноре в Париже была основана ФИФА (именно поэтому официально ее название пишется по-французски), а первым ее президентом стал 28-летний француз Робер Герен, работавший обозревателем газеты Le Matin.

Идею чемпионата мира выдвинул Анри Делоне, произнеся на одном из конгрессов ФИФА историческую фразу: «Сегодня уже невозможно держать футбол за стенами Олимпийских игр». А сам турнир, прошедший в 1930 году в Уругвае (именно уругвайцы к тому моменту выиграли две Олимпиады подряд), стал возможен благодаря третьему президенту ФИФА Жюлю Римэ. Именно он смог уговорить несколько европейских федераций отправить свои команды в дорогостоящую поездку. Самый почетный трофей в футбольном мире — золотая статуэтка богини Ники, вручавшаяся победителю первенства мира, — долгое время носила имя Римэ.

Чемпионат Европы придумал тот же Анри Делоне, впервые выдвинувший идею организации континентального соревнования среди сборных еще в 1927 году. Сам он умер в 1955-м, за 5 лет до первого чемпионата, успев предложить еще и идею Межконтинентального кубка — турнира между двумя сильнейшими клубами Европы и Южной Америки. А организацией первенства Европы в 1960 году и, в частности, изготовлением кубка, занимался сын Делоне Пьер. Саму чашу сделали парижские ювелиры из мастерской Мишеля Шобийона, а первой командой, которая подняла его над головой, стала сборная СССР, победившая в финале Югославию.

А в 1955 году начался розыгрыш первого Кубка европейских чемпионов среди клубов — детища французского спортивного журналиста и редактора газеты L’Équipe Габриэля Ано. Увидев в английской прессе хвастливую фразу о том, что «Вулверхэмптон» является на данный момент сильнейшим клубом Европы, он подумал, что неплохо было бы проверить это голословное заявление. И уже на следующий день опубликовал проект будущего соревнования. Свою первую победу в этом турнире англичане одержали лишь в 1968 году.

Кто придумал парашют

Но Франция останется в истории спорта не только благодаря энтузиастам и создателям мод. Некоторые виды спорта и спортивные снаряды напрямую обязаны Франции своим появлением. Например, парашютный спорт, как и сам небесный парус. Достоверно известно, что впервые его опробовали французские заключенные: в начале XVII века некий Лавен попытался сбежать из крепости с помощью шатра, сшитого из простынь, строп из китового уса и веревки. Однако побег при всей его технической оснащенности не удался: бедняга приводнился на реку и был выловлен стражей.

Первый же настоящий прыжок совершил в 1783 году Себастьян Ленорман с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении, которое он назвал «парашют». Усовершенствования продолжались: после серии удачных попыток по сбрасыванию с воздушных шаров собак и кошек Андре-Жак Гарнерен испробовал новый способ перемещения в пространстве на себе. При приземлении он, правда, растянул лодыжку, но остался жив.

Впоследствии французы немало сделали для развития парашютного спорта, который стал особенно активно развиваться после создания ранцевых парашютов, которыми можно было управлять.

Изобрести велосипед

Но самую большую работу проделали французы над велосипедом, который благодаря им обрел к концу XIX века более-менее знакомые нам очертания. В 1853 году Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо, он же придумал тормоза, затем металлическую раму и само название «велосипед». А мастер по изготовлению детских колясок Пьер Лалман в 1863 году смастерил первый велосипед, совсем уже похожий на нынешние. Потом он работал в Лионе у братьев Оливье вместе с Мишо и запатентовал изобретение велосипеда на свое имя.

Спустя четверть века в одной только Франции было выдано около 1000 патентов на различные велосипедные узлы. Ну а первая велогонка в мире прошла в парижском предместье Сен-Клу 31 мая 1868 года, когда дистанцию в два километра от входа в парк до расположенного в центре него главного фонтана попытались преодолеть несколько участников. Победителем стал юный англичанин Джеймс Мур, который год спустя выиграл 135-километровую гонку Париж — Руан. Кстати, тогда впервые среди вышедших на старт оказались две женщины.

Третья старейшая в мире однодневная велогонка — знаменитая Париж — Рубэ. Она стартовала в 1896 году и до сих пор является одной из наиболее престижных. Соревно­вание, имеющее неофициальное название «Северный ад», известно своей трассой, примерно пятую часть которой составляют участки, вымощенные брусчаткой. По традиции победителю этой гонки вместе с солидным денежным вознаграждением (в 2009 году оно составило 30 тыс. евро) организаторы преподносят в подарок один из булыжников.

Наконец, французам принадлежит пальма первенства в изобретении веломногодневок. Самую известную из них — «Тур де Франс» протяженностью более 5000 километров — придумали в 1902 году журналист газеты L’Auto Гео Лефевр и ее редактор Анри Дегранж для того, чтобы увеличить тираж своего издания. В 1904 году газетчики ввели ночные этапы, что вызвало полный хаос, поскольку в темное время суток на неосвещенных участках дорог велосипедистам угрожали автомобили, поезда, своры собак, а также мускулистые ребята, желавшие разжиться несколькими монетами из чужого кошелька.

Но расчет Лефевра и Дегранжа оправдался: уже после первой гонки число подписчиков возросло на несколько десятков тысяч человек, а победа в генеральной классификации «Тур де Франс» до сих пор считается самой значимой и почетной в мире велоспорта.

Журналисты и машинки

Самой первой автомобильной гонкой в мировой истории стала гонка Париж — Руан, организованная, конечно, тоже журналистами, а именно столичной газетой Le Petit Journal и ее редактором Пьером Жиффаром в 1894 году. За приз в размере 5000 франков боролись 102 участника, постепенно отсеивавшиеся по итогам квалификационных гонок. В итоге на старт вышел 21 экипаж. Впрочем, ее официальные результаты почти сразу же стали предметом яростных споров, потому что победителем стал не тот, кто первым пришел к финишу, а тот, чью машину судьи сочли достаточно безопасной, экономной и удобной в управлении. В итоге паровой автомобиль De Dion-Bouton , завершивший гонку первым, триумфатором так и не стал.

Первой же настоящей гонкой, учрежденной Автомобильным клубом Франции, стала дистанция Париж — Бордо — Париж. Тогда слова 51-летнего Эмиля Левассора, пришедшего к финишу на пять часов раньше ближайшего соперника, ошеломили всех: «Это было безумие! Я делал до тридцати километ­ров в час!»

Когда же весь мир бросился за французами вдогонку, они стали изобретать новые испытания. В конце концов Западный автоспортивный клуб Франции предложил однодневную гонку на выносливость. Так в 1923 году появились знаменитые «24 часа Ле-Мана». Кстати, именно там, рядом с городком Ле-Ман, в 1906 году был проведен и первый Гран-при в истории автоспорта — Большой приз Автомобильного клуба Франции.

Символично, что именно в Ле-Мане родилась традиция вскрывать и разбрызгивать на пьедестале шампанское. В 1967 году американский гонщик Дэн Герни, выигравший гонку на «форде» вместе с Эй Джей Фойтом, с радостью выплеснул шампанское на головы Генри Форда Второго, а заодно и тех журналистов, которые не верили в его успех. Теперь этот ритуал негласно обязателен почти на любом пьедестале.

Фото: EPA; GETTY IMAGES/FOTOBANK (2); LEEMAGE/FOTOLINK; Universal/TempSport/Corbis/FOTOSA.RU; LEEMAGE/FOTOLINK; GETTY IMAGES/FOTOBANK (6); CORBIS/FOTOSA.RU (2)