Казенное небо

Среда обитания
Москва, 09.12.2010
«Русский репортер» №48 (176)
Сначала лоукост был нашей мечтой: стоит пересечь границу, как ты получаешь возможность улететь в любую точку мира за смешные деньги. Даже не верилось. Потом бюджетные авиакомпании появились и у нас. Правда, их цены оказались на порядок выше европейских. Но мы все равно пользуемся их услугами — других цен и авиакомпаний у нас нет. И, похоже, не будет

Аэропорт города Сочи. До вылета в Москву полтора часа. Билет отечественного лоукостера обошелся мне в полторы тысячи рублей в оба конца. Причем, чтобы улететь в ноя­бре, билеты пришлось заказывать в августе. Двенадцать часов ночи, делать нечего, убиваю время — разглядываю пассажиров.

Позади меня на полу расселись девушки, от которых несет дешевым алкоголем. Одна держит в руках мобильный телефон — из динамика солистка Roxette поет: «It must have been love». Подруги меланхолично подпевают. Вокруг них бегает трезвый юноша, приговаривая: «Маша, девочки, ну не надо петь, я вас прошу, скушайте лучше мандаринку». Мимо проплывает нимфа в босоножках на каблуках, кофточке с глубоким декольте и легкой курточке — она, наверное, не знает, что в Москве минус двадцать.

В единственном на весь терминал кафе мужчины в костюмах и галстуках пьют кофе, молодая пара обсуждает, как они будут пересаживаться в столице на рейс до Парижа и сколько можно потратить на шопинг в Galleries Lafayette.

Напротив меня сидит женщина лет пятидесяти с наивными пергидролевыми кудряшками и выражением лица как у сотрудника внешней разведки. Она не спускает глаз со своего лакированного чемодана.

— Вот к сыну в Москву лечу, — вздыхая, говорит она, подсаживается поближе и пытается продолжить разговор. — Вы почем билеты брали? Ашотик (видимо, сын) всего за четыре тысячи купил — сказал, дешевле, чем на поезде. А я вот сижу и думаю: что ж там за самолет такой? Не упадет ненароком? И потом, мне тут женщина одна сказала, что кормить не будут. Что-то тут нечисто. Нервничаю я. Ты знаешь, — она неожиданно переходит на «ты», — я ведь последний раз летала пятнадцать лет назад. В Самару, к сестре…

Внутри страны за копейки

— Некоторые из пассажиров вообще впервые в жизни поднимаются на борт самолета, — говорит управляющий директор компании «Авианова» Эндрю Пайн. — Но встречаются и опытные путешественники, которые не хотят переплачивать за билет и предпочитают по возможности пользоваться услугами лоукостеров.

Еще в начале нулевых мало кто мог позволить себе слетать на выходные в Москву или Санкт-Петербург. Региональные аэропорты походили на заброшенные торговые центры: большие, пустые, унылые. На те деньги, которые нужно было отдать за билеты до Москвы, семья из Волго­града могла жить два-три месяца. 

Словечко «лоукост» мы узнали всего два-три года назад и стали летать — дешево и активно. Но выбор у нас, прямо скажем, небольшой: альтернативу дорогим билетам можно найти далеко не на всех направлениях — нет, к примеру, лоукостеров, летающих до Новосибирска и уж тем более до Владивостока или Магадана. Эти города по-прежнему отрезаны от европейской части России.

 rep_176_pics

Чтобы осознать масштаб несправедливости, достаточно обратиться к опыту Индии — бог с ними, продвинутыми Европами и Америками! Улететь из Дели в Агру, Калькутту или Мумбаи всего за 50–70 долларов можно шестью разными лоукост-компаниями, если купить билет за месяц. Из Москвы в Уфу за те же деньги мы не нашли ничего на полгода вперед: билеты стоят не меньше 120–150 долларов. Причем цены наших бюджетных перевозчиков («Скай Экспресс», «Авианова») не сильно отличаются от тарифов классических авиакомпаний вроде «Аэрофлота» или «Трансаэро».

— Если мы понимаем, что рейс не грузится и пассажиров меньше, чем мы планировали, велика вероятность, что появятся дополнительные билеты по самому низкому тарифу, — рассказывает Жанна Шалимова, заместитель директора по маркетингу компании «Авианова». — Если же мы наблюдаем обратный процесс, то закрываем бюджетные места. Причем отслеживаем ситуацию каждый день на всех направлениях. По статистике, одна треть всех билетов продается у нас по цене 250 рублей.

К тарифу всегда прибавляют аэропортовские сборы, что превращает красивую сумму 1 рубль (тариф по какой-нибудь промоакции) в гораздо менее симпатичную — 1000 рублей. Впрочем, у той же «Авиановы» предусмотрены дополнительные возможности экономии: отказ от багажа, страховки, выбора места на борту и т. д.

Мы стали мобильнее, проще относимся к самому факту полета: он перестал быть значительным событием в жизни. И теперь летаем даже в те города, куда нам, в общем-то, и не надо, — просто погулять, на выходные.

 rep_176_pics

— По данным Росавиации, за 9 месяцев 2010 года российскими компаниями перевезено 43,8 миллиона человек, из них почти половина — 22,3 миллиона — внутренними рейсами, это больше чем в прошлом году примерно на 25%, — приводит цифры Александра Лозовая, замес­титель начальника аналитического отдела компании «Инвесткафе». — И все же большинство пассажиров выбирают традиционные авиалинии.

— Я связываю это с ограниченными транспортными возможностями таких компаний, а не с предпочтениями потребителей, — добавляет Александра.

Как рассказал нам Эндрю Пайн, главное препятствие для появления новых дискаунтеров — высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну воздушные суда иностранного производства (41,6%).

— Они носят дискриминационный характер, — возмущается Пайн. — Под них попадают Boeing 737 и Airbus A320 в моноклассовой компоновке — именно из таких лайнеров обычно состоит флот бюджетной авиакомпании.

 rep_176_pics

Еще одна проблема, о которой он упомянул в разговоре, — отсутствие конкуренции между аэропортами. В абсолютном большинстве российских городов аэропорт всего один, а значит, цены на стоянку самолетов снижаться не будут: выбирать-то все равно не из чего, альтернативы нет.

Так что появления новых дискаунтеров в нашем небе пока не предвидится, и классические перевозчики чувствуют себя вольготно и регулярно повышают цены на билеты.

— ФАС проверила 90 авиакомпаний. Оказалось, что с 2007 по 2010 год рост тарифов составил от 30% до 300%. Причем устанавливались они компаниями, доля которых на маршрутах составляла более 35%, — рассказала Лозовая.

Она уверена, что цены на билеты поднимают из-за роста стоимости авиакеросина (за последние 9 месяцев он подорожал на 18%) и из-за того, что люди стали больше летать.

Транзит ту Даблин

Если механизм работы наших внутренних бюджетных перевозчиков более или менее ясен, то остается непонятным, почему заманчивые цены в один евро не предлагают российским пассажирам иностранные лоукостеры?

 rep_176_pics

В этом году на майские праздники я летала в Европу. Нашла самый дешевый вариант — 120 евро со всеми сборами и таксами — и обрадовалась. Билеты покупала сильно заранее, аж в феврале, чтобы уж точно сэкономить. Даты поездки, конечно же, не совпали с длинными весенними выходными, а маршрут был адский: перелет Москва — Берлин с пересадкой в Риге; домой я возвращалась уже из Ниццы, но тоже через Ригу, причем с ночевкой. На самом деле Рига и Ницца меня не интересовали, мне нужно было попасть только в два города: Берлин и Париж — и там и там я планировала навестить друзей. На все про все у меня было восемь дней, но ради экономии я путешествовала на перекладных. Из Берлина до Парижа добиралась на поезде. Из Парижа в Ниццу — самолетом. Но все эти неудобства меркли на фоне невиданной дешевизны билетов. Вот только мои друзья-французы меня не поняли: если уж они экономят, то платят за перелеты двузначные суммы, и не только в пределах «шенгена». Мне же это удалось лишь на финальном отрезке пути: из Парижа в Ниццу, последний европейский город моего сложносочиненного путешествия, я долетела европейским лоукостером всего за 15 евро.

Каждый раз, забредая на сайты вроде Kayak или Momondo, созданные специально для «жадных» путешественников, думаешь: сего­дня мне повезет — это тот самый счастливый день, когда какая-нибудь щедрая компания распродает билеты в Буэнос-Айрес за двести долларов или хотя бы в Лондон долларов за пятьдесят. Повторяешь про себя эту мантру, но ничего не происходит. Вроде бы есть дешевые предложения европейских лоукост-компа­ний — кликаешь по ссылкам, но все самое интересное уже раскуплено туристами-маньяками два месяца назад.

Поиск билетов — занятие, в сущности, медитативное — для некоторых давно превратился в  один из способов развлечься в офисе, сохраняя умный вид: вместо того чтобы работать, люди ищут дешевые билеты на Кубу, даже если туда вообще не собираются. Для кого-то это стало настоящим хобби.

— У меня целая система покупки таких билетов: я подписался на рассылки спецпредложений авиакомпаний, сообществ, где собираются такие же экономные, как я, — рассказывает Дмитрий, менеджер крупной российской компании. — Мониторинг нужен ежедневный — это как с котировками акций. Я смотрю утром и вечером, еще и друзьям ссылки кидаю. Могу сказать, что хорошие предложения в России у лоукостеров бывают нечасто, в основном вкусные цены у обычных перевозчиков, когда они распродажу в честь чего-нибудь устраивают.

 rep_176_pics

После месяца такого неустанного мониторинга понимаешь, что билетов из России дешевле 80 евро в один конец практически не бывает, впадаешь в депрессию и начинаешь думать о вселенской несправедливости. Почему европейцы, заказавшие билеты за пару-тройку месяцев, летают между Парижем и Лондоном, Хельсинки и Мадридом, Ригой и Стамбулом за 20, 30, а то и за 1 евро, а мы нет? Было бы неплохо, если бы даже за 100 евро мы могли напрямую улететь в Рим, Париж или Лондон, но таких рейсов в главные туристические столицы мира компании-дискаунтеры из России не совершают. Не летают они и на пляжные или горнолыжные курорты. 

Дорогие экспаты

Оказавшись в России, зарубежный лоукост как-то сильно подорожал, перестав оправдывать свое название. У руководителя пресс-службы авиакомпании AirBaltiс Яниса Ванагса тысяча убедительных аргументов в пользу транзитных полетов через Ригу:

 — Это прекрасный город, здесь можно чудесно провести время. К тому же перелет через Ригу — комфортный способ пересечь границу шенгенского пространства. Таможенники и паспортный контроль отлично понимают по-русски. Вы можете даже бабушку свою за границу отправить! — говорит Янис.

Он рассказывает, как удобно летать рейсами AirBaltic. Время стыковки рассчитывает не пассажир, как это бывает, когда путешествуешь на перекладных, а сама авиакомпания. Если вы купили билет до Лондона, то компания проследит, чтобы вы улетели из Риги в Лондон, даже если ваш самолет Москва — Рига застрял в аэропорту из-за нелетной погоды.

Но все эти плюсы перевешивает один сущест­венный минус: если вы хотите улететь за границу дискаунтером, например AirBaltiс, то сделать это вы сможете только так, с пересадкой.

— Обычно лоукостеры не летают с пересадкой, — объясняет Янис. — AirBaltic до 2008 года предлагал перелеты только из Риги в Москву и из Вильнюса в Париж. Однако, введя стыковочные рейсы, мы заслужили международную награду ATW.

Но что, если мне не надо в Ригу, а пересечение европейской границы в городе, где никто не говорит по-русски, меня не пугает? Тогда я полечу, например, с компанией AirBerlin через Берлин, Хельсинки, Дюссельдорф. А вот питерцы предпочитают Лаппеенранту — маленький финский городок в двухстах километ­рах от Петербурга. Оттуда можно дешево улететь. Нет, не в Париж или Рим, а в Хельсинки. А вот из Хельсинки — куда угодно.

Объясняя такую странную любовь к транзитным рейсам через «домашние» аэропорты, представители лоукостеров говорят об огромных и труднопреодолимых российских расстояниях — дискаунтеры существуют для коротких путешествий, а из России быстро долететь можно разве что до Хельсинки. В это объяснение веришь до тех пор, пока не посмотришь на расстояния, которые покрывают лоукостеры в один перелет, без стыковок, летая не из России. Например, из Хельсинки таким образом можно улететь в Лиссабон, из Риги — в Бейрут. То есть расстояния никого не смущают.

После всех разговоров вокруг да около Янис Ванагс признается: напрямую из России мы не можем летать никуда, кроме Риги. В России все перелеты регулируются государством.

Между европейскими странами действует соглашение «Открытое небо». Проще говоря, все компании отправляют рейсы куда хотят. Полеты из России за рубеж осуществляются не любыми, а только отобранными авиаперевозчиками в рамках соглашений о воздушном сообщении, которые Россия заключает с другими государствами.

— В рамках этих соглашений в аэропорт Шарль де Голль без пересадки летают только «Аэрофлот» и AirFrance, в лондонский Хитроу — «Аэрофлот», British Airways и BMI. Лоукостеров среди таких компаний нет и не будет. И это не только «желание» России, — говорит Тимур Хикматов, представитель Минтранса. — Франция и Англия тоже не дают дискаунтерам развернуться — под тем предлогом, что их тарифная политика наносит ущерб регулярным перевозчикам.

Но пассажиры все равно находят свои лоукосты до Лондона — через территории, где защищают интересы не только национальных перевозчиков. Вот только маршруты от этого становятся причудливыми. Например, до Лондона можно добраться турецким дискаунтером Pegasus: вылет из Краснодара, пересадка в Стамбуле, приземление в Лондоне, только не в Хитроу, а в Стенстеде. Но для фанатов лоукостов, как для бешеной собаки, семь верст не крюк. Зато получается дешевле, чем «большими» авиакомпаниями. Если улететь в конце декабря, а вернуться в начале января, можно уложиться в 400–500 долларов против 900 у BMI на тот же период. Дешевле, конечно, но не low cost.

Минтранс комментирует такую странную политику лоукостеров в России лаконично и туманно: «Зарубежные перевозчики сами назначают тарифы, сообразуясь со своими коммерческими интересами». Однако сами представители авиакомпаний говорят о том, что государство регулирует не только маршруты, но и цены. Дискаунтерам, выходившим на российский рынок, всегда давали понять, что ниже планки в 100 евро опускаться не стоит. Главному национальному авиаперевозчику «Аэрофлоту» (51,17% акций принадлежит государству) конкуренты, продающие за несколько евро билеты на самые прибыльные международные направления, не нужны.

— Контроль государства за авиаперевозками только усиливается — рынок движется в сторону большей монополизации, — объясняет юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк.

Альтернативу дорогим билетам можно найти далеко не на всех направлениях: Новосибирск и тем более Владивосток и Магадан по-прежнему отрезаны от европейской части России

Для пассажиров это означает, что стоимость перелетов продолжит расти.

Цены растут у всех: и у дискаунтеров, и у классических авиаперевозчиков, так что улететь за 20 евро из Москвы в Париж, как и в любой другой город, не получится, даже если вы планируете это сделать только в следующем году.

На зимние праздники я лечу в Индию. Обычной, не лоукост-компанией… Армении. Ничего, что в Дели я попаду через Ереван. Зато это были самые дешевые билеты, которые стоили всего-то 18 тысяч рублей. А покупала я их в середине октября.

Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK; AGENCE VU/FOTOLINK

Зима дешевой не будет

Мы выбрали несколько самых популярных направлений из Москвы и попытались найти максимально дешевые билеты в оба конца, которые можно было купить в начале декабря. Вылет — 25 декабря, обратно — 5 января. Была использована информация поисковых ресурсов Skyscanner, Momondo, Аviasales. В этом году рекорды по повышению цен на билеты бьют азиатские направления: к примеру, в прошлом году билеты до Гоа даже в середине декабря можно было купить за 30 тысяч рублей, что считалось дорого, теперь же билет стоит в полтора раза больше.

Европа

15 300 Париж

15 899 Лондон

10 506 Берлин

16 695 Рим

16 626 Милан

15 600 Прага

19 558 Венеция

10 450 Стокгольм

15 950 Цюрих

17 841 Мадрид

Северная Америка

29 453 Нью-Йорк

Азия

25 684 Абу-даби

44 840 Гоа

34 063 Бангкок

(цены в рублях)

Дешевле только даром

Авиационные дискаунтеры работают отнюдь не в убыток себе, как можно было бы подумать, покупая билет Париж — Лондон за 20 евро. Низкая цена билета — результат жесткой экономии. Лоукост-компании используют, как правило, новые Airbus А320: их обслуживание обходится дешевле, чем эксплуатация и ремонт старых воздушных судов. Приземлившись в аэропорту, самолет дискаунтера проводит там в два раза меньше времени, чем самолет обычной компании. Так удается сэкономить на оплате стоянки. После рейса фантики под креслами собирают члены экипажа. А иногда не собирают вовсе. Многие ругаются на компанию Ryanair — в салонах ее самолетов грязно.

Дискаунтеры экономят на опциях, которые могут входить в стоимость перелета, делая ее выше. Они не содержат офисов по продаже билетов и не платят контрагентам: все билеты электронные и распространяются только через интернет. В салонах классических лоукост-перевозчиков нет телевизоров, пледов, подушек и бизнес-класса с алкоголем и креветочным коктейлем. Дискаунтеры, как правило, вообще не кормят своих пассажиров — разве только за дополнительные деньги. Кое-кто даже ввел плату за пользование туалетом. Вес багажа, который вы можете взять с собой на борт, меньше, чем на обычных рейсах: например, не 20 кг бесплатно, а всего 15. В итоге цена билета зависит лишь от того, как давно он был куплен: за два дня до вылета или за два месяца.

Наконец, дискаунтеры могут улетать и прилетать в аэропорты, находящиеся далеко от города. При этом рейсы почти всегда в неудобное время — ночью или рано утром: в это время стоянка в аэропортах дешевле. Впрочем, есть лоукастеры, летающие в те же аэропорты, что и обычные авиакомпании, и выбирающие вполне комфортное для пассажиров время.

Да и вообще провести жесткую грань между обычными и бюджетными авиакомпаниями с каждым годом все труднее. SAS, например, в самом дешевом туристическом классе (у компании их несколько) кормит только бутербродами и только за деньги, а AirBaltic завела бизнес-класс, «как у взрослых» и предлагает на борту айпэд и даже букет роз для любимой (за дополнительную плату, конечно). При этом SAS все равно остается дорогой авиакомпанией, а AirBaltic — дискаунтером.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№48 (176) 9 декабря 2010
Чемпионат мира — 2018
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Путешествие
Реклама