Огры против мелодрамы

Актуально
Москва, 09.12.2010
«Русский репортер» №48 (176)
Кассовые кино¬итоги 2010 года свидетельствуют о главной тенденции нулевых: самыми прибыльными становятся те фильмы, которые глубже погружают зрителя в виртуальную реальность. И дело не только в том, что в кризисную эпоху люди ходят в кино, чтобы окунуться в другой мир, максимально далекий от реального, но и в том, что мы уже не можем жить без новейших компьютерных технологий — в первую очередь без 3D, — которые исподволь диктуют нам вкусы и пристрастия

Фото: EVERETT COLLECTION/RPG; © Disney Enterprises, Inc; DDP IMAGES/VOSTOCK PHOTO; © GK LLC, 2010.

Нет ничего удивительного в том, что самым прибыльным фильмом 2010 года оказалась «История игрушек 3», попутно занявшая пятую строчку в рейтинге самых кассовых кинопроектов всех времен и ставшая первым мультфильмом в истории, чьи сборы перевалили за миллиард. Полностью компьютеризированные мультики давно обогнали в прокате фильмы с живыми актерами и обычной реальностью.

В 1995 году студия «Пиксар» выпустила свой полнометражный дебют, «Историю игрушек», первый широкопрокатный мультик, полностью сделанный на компьютере. Фактически он и породил всю современную массовую анимацию и в 1995-м тоже поставил рекорд, став самым кассовым фильмом года. Нынешний триумф «Истории игрушек 3» — логическое завершение этой пятнадцатилетней истории: первая серия собрала $362 млн, третья — в три раза больше.

Еще в прошлом году в десятке самых кассовых фильмов было всего два мультика: «Ледниковый период 3» и «Вверх». Теперь их четыре: помимо «Истории игрушек 3», это «Шрек навсегда» (четвертая, и последняя, часть знаменитого мультфильма о зеленом огре), «Гадкий я» (сказка про доброго человечка, решившего стать плохим и выкрасть Луну) и «Как приручить дракона» (история про мальчика-викинга, подружившегося с драконом).

Второе место в рейтинге заняла «Алиса в стране чудес» Тима Бертона, которая тоже больше похожа на 3D-мультфильм, чем на стандартное кино со спецэффектами. И это не случайно: чтобы выжить на рынке, захваченном анимацией, обычным блокбастерам тоже приходится быть мультяшными и тридэшными. А те из них, что еще сохраняют признаки двухмерного кино, плетутся в конце рейтинга — «Сумерки. Сага. Затмение», «Железный человек 2», «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1».

Почти все вышеупомянутые проекты не являются оригинальными историями. Это или экранизации современных бестселлеров («Гарри Поттер», «Сумерки»), комиксов («Железный человек») и сказок («Алиса в стране чудес», «Как приручить дракона»), или сиквелы («История игрушек», «Шрек») . Есть только два исключения — «Гадкий я» и «Начало» Кристофера Нолана, каким-то чудом занявшее третье место в рейтинге.

Последний фильм — единственный из всей десятки по-настоя­ще­му авторский проект с навороченным сюжетом и сложной драматургической структурой. Сам факт того, что «Начало» попало в тройку лидеров, говорит о том, что у авторского американского кино, предлагающего новые жанры, формы и новаторские идеи, по-прежнему сохраняются неплохие шансы в мировом прокате.

Если сравнивать нынешнюю десятку с рейтингом 2000 года, становится очевидно, как радикально изменились массовое кино и предпочтения публики за минувшее десятилетие.

В 2000-м на экранах еще царило разнообразие: в тогдашней десятке есть боевик («Миссия невыполнима 2»), пеплум («Гладиатор»), романтическая комедия-мело­драма («Чего хотят женщины»),  фильм-катастрофа («Идеальный шторм») и даже триллер («Что скрывает ложь»). А мультик только один — «Динозавр», как и экранизация комикса — «Люди Икс».

Сейчас никакого разнообразия: все фильмы, включая и «Начало», относятся к жанру фантастики, фэнтези или сказки и рассказывают о параллельных, альтернативных, абсолютно нереальных мирах. Разумеется, боевики, комедии, мелодрамы и даже триллеры в нулевые тоже снимались, но были обречены если не на провал, то на существование в тени доминировавшей на рынке фантастики.

Пока еще невозможно представить 3D-мелодраму или 3D-трил­лер, которые мы будем смотреть в специальных очках. Так же как невозможно представить 3D-мультфильм, в котором будут действовать обычные реальные люди, а не вымышленные, пусть и человекоподобные, существа. Мелодрама и триллер — по-преж­нему двухмерные жанры; возможно, поэтому они проигрывают фантастике, которая была и остается в кино главным, если не единст­венным, полигоном для испытания новейших технологий.

Другой вопрос, что технологизация и виртуализация кино сопряжена с его инфантилиза­цией. Пожалуй, за исключением более-менее концептуального «Начала», в котором выстраивается целая философия жизни-как-сна и жизни-как-яви, все остальные фильмы десятки — просто зрелище с ограми, дра­конами, волшебниками, юными вампирами, оборотнями, роботами и другими детскими игрушками. Но потребляется оно и подростками, и взрослыми, между которыми сегодня остается все меньше интеллектуальных и поведенческих различий.

Самые ожидаемые блокбастеры 2010-2011

Трон: Наследие 3D

(Джозеф Косински)

(Мировая премьера — 17 декабря, в России — 23 декабря)

Сиквел культового научно-фанта­сти­чес­кого боевика 1982 года, породившего одноименную компьютерную игру. Главный герой — гениальный программист — расследует исчезно­вение своего отца, провалившегося в киберпространство, полное жестокости и опасностей.

Путешествия Гулливера 3D

(Роб Леттерман)

(Мировая премьера — 22 декабря, в России — 6 января)

Комедийно-приключенческий блокбастер, перенесший действие романа Джонатана Свифта в наши дни. Писатель по имени Гулливер (Джек Блэк) попадает в Бермудский треугольник и обнаруживает себя в таинственной стране Лилипутия, населенной крошечными людьми.

Турист

(Флориан Хенкель фон Доннерсмарк)

(Мировая премьера — 10 декабря, в России — 5 января)

Американец с разбитым сердцем (Джонни Депп) приезжает в Венецию и встречается там со сногсшибательной незнакомкой (Анджелина Джоли), которая втягивает его в криминальную историю с Интерполом и русской мафией. Шпионский триллер, в котором ставка сделана не на 3D, а на суперзвезд.

Самые кассовые фильмы 2010 года

Новости партнеров

«Русский репортер»
№48 (176) 9 декабря 2010
Чемпионат мира — 2018
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Путешествие
Реклама