Внеземные бактерии потребляют мышьяк

Тренды
Москва, 09.12.2010
«Русский репортер» №48 (176)

Фото: Henry Bortman/Science/AAAS/Reuters; SPL/EAST NEWS; РИА НОВОСТИ; GETTY IMAGES/FOTOBANK

Ученые из Института астробиологии NASA обнаружили бактерию с неземным обменом веществ. Бактерия штамма GFAJ-1 обитает на дне соленого озера Моно в Калифорнии. В воде, где ютится несчастное существо, очень много мышьяка, токсичного для любой земной формы жизни. Но эта бактерия не только живет в ядовитой среде, но и использует мышьяк вместо фосфора.

Фосфор всегда считался абсолютно необходимым для жизни любого организма. Фосфатные группы составляют костяк ДНК и РНК, они же обеспечивают связь в молекуле АТФ, и эта связь питает энергией почти все биохимические реакции.

Новая бактерия использует вместо фосфатов арсениды — соединения мышьяка. Каким образом ей это удается, непонятно, поскольку фосфор и мышьяк хоть и похожи по свойствам, но не идентичны. Именно в этом и состоит токсичность мышьяка: он заменяет фосфор, и все реакции идут немного не так, как следовало бы. Бактерия GFAJ-1, похоже, научилась как-то избегать подобных неприятностей.

Ученые уверены, что нашли тип организмов, способных развиваться на других планетах, — у них иная основа жизни, если называть вещи своими именами.

Источник: Felisa Wolfe-Simon et al. A bacterium that can grow by using arsenic instead of phosphorus // Science. Published online. December, 2010.