Главные фильмы десятилетия

16 декабря 2010, 04:17

Аватар Джеймс. Кэмерон. 2009

 rep_177_pics4

2154 год. Земляне израсходовали все природные ресурсы, и теперь им нужен особый минерал, находящийся на планете Пандора. Но коренное население Пандоры — синекожее племя Нави — хочет сохранить свою природу в целости и сохранности.Самый кассовый фильм в истории, установивший новую планку качества для блокбастеров. Кэмерон заложил в него довольно радикальное высказывание. Когда-то он снял «Чужих»: там жуткое существо из космоса угрожало человеку. В «Аватаре» обратная ситуация: люди уничтожают сами себя, и человеку нужно самому стать Чужим, отказавшись от собственной природы, жестокой и разрушительной.

Слон. Гас Ван Сент. 2003

 rep_177_pics4

Несколько дней из жизни рядовой американской школы, которые заканчиваются кровавой драмой: двое учеников покупают по интернету оружие, чтобы расстрелять своих одноклассников и учителей. Фильм отсылает к реальному школьному побоищу, потрясшему США в конце 90-х. Но Гас Ван Сент не пытается докопаться до его причин и изображает школу как галлюциногенный лабиринт, где невозможно не заблудиться. Это метафизическое кино о нашей общей неспособности понять и объяснить не только зло, но и реальность вообще.

Смерть господина Лазареску. Кристи Пую. 2005

 rep_177_pics4

Пожилой господин Данте Ремус Лазареску жил один в Бухаресте. Как-то вечером ему стало нехорошо, и он вызвал «скорую». Врачи при­ехали с опозданием, долго решали, что делать с больным, а потом вози­ли его по кругу из больницы в больницу. Эта экзистенциальная притча снята в реальном времени в реальном Бухаресте. Лучший образец «нового реализма», главной тенденции нулевых, — игровое кино, неотличимое от документального.

Пределы контроля. Джим Джармуш. 2009

 rep_177_pics4

По заданию свыше вооруженный пистолетом герой-одиночка путешествует по Испании и в каждом городе встречает в кафе нового связного. Тот передает ему спичечный коробок с какими-то бумажками, которые герой тут же проглатывает, запивая двумя чашками эспрессо. В чем смысл его миссии, он не знает и, возможно, не узнает никогда. Не знает этого и зритель. Не знает этого и сам Джармуш, который всегда стремился сделать кино из чистого воздуха, не привязанное ни к каким смыслам и не подчиняющееся никаким законам, кроме одного: в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного.

История арканарской резни. Алексей Герман

 rep_177_pics4

Экранизация научно-фантасти­ческой повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» и самый ожидаемый российский фильм десятилетия. Фильм одного из главных отечественных режиссеров, который он мечтал снять еще в начале своего творческого пути, сорок лет назад, а сейчас назы­вает своей последней работой. Съемки начались в 2000 году, закончились в 2006-м; но работа над ним все еще продолжается. Очевидно, что «Резня» станет апогеем кинематографа Германа, у которого нет аналогов в мире.

Натюрморт. Цзя Чжанкэ. 2006

 rep_177_pics4

Старый китайский город на реке Янцзы вот-вот будет затоплен из-за строительства дамбы. Пока этого не произошло, сюда приезжают мужчина и женщина. Он ищет свою жену, бросившую его шестнадцать лет назад, она — мужа, который два года назад приехал сюда на заработки. Цзя Чжанкэ — основатель современного китайского арт-кино. Он снимает фильмы об изнанке великой китайской утопии и ее невидимых жертвах — обычных людях, живущих в нищете.

Догвилль. Ларс фон Триер. 2003

 rep_177_pics4

США, 1930-е годы. Спасаясь от гангстеров, красавица Грейс ищет укрытия в богом забытом городке Догвилль, где живут «простые хорошие люди». Но, чтобы стать тут своей, ей придется пройти через ад. Самый радикальный и парадоксальный фильм нулевых — и по форме, и по содержанию. Законодатель «Догмы 95», погрузившей зрителя в безусловную реальность, Триер первым же от нее отказался: город Догвилль нарисован на полу в пустом сценическом пространстве без декораций и превращается в босховскую метафору человечества — равнодушного, склонного к фашизму и абсолютно неисправимого, — одну из самых страшных в истории кино.

Дядюшка Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни. Апичатпонг Вирасетакун. 2010

 rep_177_pics4

Дядюшка Бунми, умирая от неизлечимой болезни, решает провести последние дни в родной деревне, где он видит свои прошлые и будущие жизни. Одна из главных кинотенденций нулевых — появление фильмов без привычного нарратива, напоминающих видеоинсталляцию. Таец Апичатпонг Вирасетакун — главный по таким трансформациям. Он снимает фильмы, занимается видеоартом, делает инсталляции для галерей и музеев. «Дядюшка Бунми…» — его самая киношная работа, состоящая, впрочем, всего лишь из нескольких неподвижных сцен.

Убить Билла — 1, 2. Квентин Тарантино. 2003, 2004

 rep_177_pics4

Участница отряда наемных убийц «Смертоносные гадюки» по кличке Черная Мамба выходит из комы и мстит своим подельникам и главарю банды Биллу за то, что те хотели ее ликвидировать, когда она была беременной, и якобы убили ее нерожденного ребенка. Нулевые — эпоха экранизаций комиксов, и лучшим из них стал авторский комикс Тарантино. Главный режиссер девяностых, он по-прежнему умеет творить современные мифы и воплощать их в эпической форме, в которой смачное насилие смешано с добродушным юмором.

Груз 200. Алексей Балабанов. 2007

 rep_177_pics4

СССР, 1984 год. Из Афгана поступают гробы с нашими солдатами — тот самый «груз 200». В телевизоре Черненко бубнит что-то официозное, а в городке Ленинск обычный милиционер — маньяк и импотент — насилует бутылкой и похищает дочь секретаря райкома, а потом сам же расследует ее исчезновение, в результате чего под расстрел идет невиновный. Выдающийся гиньоль и безошибочный диагноз нашему прошлому и настоящему. Главное российское киновысказывание всего постсоветского времени.

Фаренгейт 9/11. Майкл Мур 2004

 rep_177_pics4

Документальный памфлет на Джорджа Буша-младшего, обвиняющий президента США в коррупции, халатности и выставляющий его полным дебилом. Самый кассовый документальный фильм в истории, сделавший Мура супер­звездой и породивший жанр зрелищной разоблачительной документалистики — политического инфотейнмента, который противопоставляется обычным СМИ и претендует на освещение того, о чем не расскажет больше никто.

Шрек. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон. 2001

 rep_177_pics4

Зеленый огр, или великан-людоед, по имени Шрек влачит одинокое, но самодостаточное существование на болоте и приходит в бешенство, когда должен спасать принцессу, заточенную в башне. Полнометражный мультфильм-пародия на все голливудские сказки и современный гламур. Шрек стал культовым персонажем нулевых, олицетворением права быть самим собой, а первый мультфильм про него — одним из самых кассовых в истории и даже получил «Оскара».

Фото: ИНТЕРФОТО/ИТАР-ТАСС; ALAMY/PHOTAS (4); THE PICTURE DESK/AFP/EAST NEWS (3); ИТАР-ТАСС (3); EVERETT COLLECTION/RPG