Пальцем в небо

Григорий Тарасевич
20 января 2011, 00:00

Сколько ни пинай астрологию, она все равно считает себя наукой. Ученые деликатно предлагают: «Давайте вы отнесете себя к области веро­ваний, ну, шаманы, там, всякие, уличные гадалки… Вы зани­маетесь своим делом, а мы — своим». Но гордые астрологи не уступают: «Мы наука, и точка! Наше научное знание постарше вашей молекулярной биологии будет. Это вы все лжеученые»

Если дорогу мне перебегает черная кошка, я плюю. Трижды. Через плечо. И когда что-нибудь забываю и возвращаюсь, то обязательно смотрю на себя в зеркало… Есть такой грех: верю в приметы. А мой коллега считает, что видел пришельцев. Некоторые думают, будто на небе есть бог. Один знакомый физик-теоретик уверен, что его жена — самое лучшее существо на планете.

Вера в кошку, инопланетян или жену физика-теоретика не делает людей более глупыми. Мы же понимаем, что вера и наука относятся к совершенно разным ведомствам. Ученые нуждаются в доказательствах (конечно, когда речь не идет об их женах). Но не меньше им нужны и опровержения. Еще в 30-х годах прошлого века философ Карл Поппер сформулировал: теория является научной, если есть принципиальная возможность ее опровергнуть путем постановки эксперимента.

Физики прогнозировали, что в Большом адронном коллайдере можно будет получить бозон Хиггса. Если этого не произойдет, ученые, конечно, будут чесать затылки и пить валокордин. Но потом сядут и переделают свои прежние построения. Это нормально. Львиная доля научных открытий произошла именно потому, что изначальный прогноз не сбылся и пришлось создавать новую теорию.

В ситуации с черной кошкой это совершенно не важно. Нет нужды экспериментально доказывать, что именно это животное чаще вызывает неприятные события, нежели голубь или крыса. Даже если сущность кошки-брюнетки оказалась опровергнутой (дорогу она перебежала, а ничего плохого не случилось), это не отменяет моего суеверия.

Теперь вопрос: к какому разряду относить астрологию? Конечно, к науке никак не относится гороскоп из бульварной газеты: «Наступает год Белого кролика, Водолеев ждет удача в оральном сексе, а Львам лучше повременить с покупкой недвижимости на Кипре…» Такие прогнозы обычно составляются коллективом редакции после третьего стакана вермута.

Но основной бизнес, причем немалый, держат астрологи, настаивающие на своей научности. Вот, к примеру, Александр Зараев, профессор (я так и не понял чего), президент Русской астрологической школы. Он твердо уверен, что его пророчества — это чистая наука, а вовсе не суеверия.

Беру его прогноз на 2009 год (цитирую по интервью в «КП»): «Большой адронный коллайдер так и не запустят». Смотрю хронику: «29 октября 2009 года ученые довели энергию каждого из пучков протонов до значения 1180 ГэВ. Таким образом, БАК стал самым мощным ускорителем протонов в мире».

Читаю дальше: «В сентябре Украина разделится на Восточную и Западную». Изучил все события сентября. На Украине не то что раскола не случилось, даже депутаты Рады ни разу не подрались.

По идее, если прогноз жестко не сбывается, то нужно собирать конференцию, перепроверять выкладки, подвергать сомнению методологическую базу. Так принято у ученых. У астрологов ничего подобного не происходит.

Возьмем другого классика — Павла Свиридова. В его биографии значится: «…член-коррес­пондент Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского… президент Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза… является консультантом ряда государственных и коммерческих структур…» Серьезный парень, к тому же полковник в отставке.

Открываю его предсказание на 2008 год, читаю: «Чего-чего, а войны в ближайшее время не предвидится… Спорные территории, к которым приковано внимание всего мирового сообщества, в ближайшем году тоже не преподнесут никаких сюрпризов… Что же касается Абхазии, то и здесь все будет относительно спокойно…» Согласитесь, мощная предсказательная сила. Именно в 2008 году впервые за полвека Россия воевала с соседней страной.

Получается, что астрология отказывается от статуса суеверия, но не готова по-научному анализировать свои ляпы. Подобную позицию иначе как жульничеством назвать нельзя. Именно это грубое слово я произнес во время телешоу, которое устраивал канал «Культура». Многочисленные астрологи, сидевшие в студии, почему-то обиделись.

Когда съемки закончились, было нечто вроде фуршета. Вместе с нами у стойки оказалась еще одна из оппонентов — Каринэ Диланян. Тоже не хухры-мухры — президент Лиги независимых астрологов, член-корреспондент РАЕН и прочая, и прочая… Увидев нас, она скривилась.

— Вам неприятно рядом с нами находиться? От нас исходит отрицательная энергия? — в шутку спросил мой коллега, представлявший журнал «Скепсис».

Астрологиня отреагировала обиженно-серьезно:

— Да. Вы правы. Именно так.

Тут я не выдержал:

— Но кофе-то мы все равно возьмем!

— Возьмете, только если я разрешу…

Я так и не понял, разрешили мне это звезды или нет, но кофе выпил. Даже две чашки.