Заглянуть в душу

3 февраля 2011, 00:00

Международные доклады обычно отдают какой-то бесчеловечностью. На их страницах людские мысли и судьбы превращаются в сплошные демографические тенденции и динамику ВВП. Масштабное исследование, проведенное службой Gallup World Poll, — одно из редких исключений. Граждане практически всех стран мира отвечали на самые что ни на есть экзистенциальные вопросы — о свободе, уважении, жизненных целях.

Смысл жизни

Сотрудники Gallup World Poll задавали воп­рос, достойный Сартра или Кьёркегора: «Чувствуете ли вы, что у вас есть важная цель в жизни?» Какую-то тенденцию выделить сложно. Очевидно лишь, что лучше всего со смыслом жизни дела обстоят в бедных странах с жарким климатом: в Латинской Америке, части Африки, тропических государствах Азии. Проблемы же с экзистенциальностью есть чаще в развитых странах Европы и бывшем СССР. В России, например, «бесцельно» живет 21% населения.

Свобода воли

«Удовлетворены ли вы свободой жизненного выбора?» — вопрошали социологи. И не так легко объяснить, почему в нищей Нигерии на этот вопрос ответили «да» столько же людей, сколько в продвинутых Нидерландах. В подготовленном ООН Докладе о развитии человека по этому поводу говорится: «Интересно, что свобода выбора на индивидуальном уровне, по-видимому, не связана с демократией на уровне национальном».

Уважение

«Ты меня уважаешь?» — этот фундаментальный вопрос может быть обращен к кому угодно: к собутыльникам, коллегам, правительству страны. В исследовании Gallup World Poll использовалась, возможно, чересчур конкретная формулировка: «Проявляли ли к вам уважение в течение всего вчерашнего дня?» Можно заметить, что количество ответивших «да» выше всего в католических странах, независимо от того, в какой части мира они находятся.

Тоска и боль

Постижение жизни невозможно без стра­даний. Поэтому среди других параметров исследования Gallup World Poll есть и «индекс отрицательного опыта». Чтобы вычислить его, людям задавали вопрос: «Испытывали ли вы вчера какую-либо отрицательную эмоцию — озабоченность, грусть, стресс, депрессию, физическую боль или гнев?» Как ни странно, в жутковатых странах вроде Сомали или Руанды утвердительный ответ давали очень редко. Может, им просто не до эмоций?