Существует дефицит общегражданской идентичности, принадлежности к единой духовной общности «россияне», заявила на заседании Госсовета губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Дмитрий Медведев в своем выступлении на слово «россияне» не налегал, но понятно, что более очевидных вариантов для обозначения «общегражданской идентичности» у чиновников сейчас нет.
«РР» провел опрос, чтобы понять, имеет ли очередная инициатива властей шансы на успех. И оказалось, что больше половины жителей России вовсе не надо убеждать в необходимости использования таких нейтральных терминов, как «россиянин» или «гражданин России». Но в то же время велико и число людей, не готовых отказаться от национальной самоидентификации. Это как те, кто не желает превращаться в «россиянина» из «русского» (14%),
так и те, кто в принципе против казенного единообразия (16%).
Кроме того, опрос показал, что в российском обществе остается достойный процент людей со своеобразным чувством юмора, мизантропов и просто оригиналов. Отсюда такие варианты ответов на наш вопрос, как «имперец», «евроазиат», «друг», «стадо», «росич», «татарин» и т. п.
Так что полного единодушия по этому вопросу власть от общества вряд ли когда-нибудь добьется. Да и не надо — иден-тичность и общность создаются в истории и культуре, а не в чиновничьих кабинетах.