Кино говорит

Актуально
Москва, 03.03.2011
«Русский репортер» №8 (186)
27 февраля в Лос-Анджелесе объявили лауреатов премии «Оскар». В главных номинациях победила мелодрама «Король говорит». Ее триумф напомнил о том, что «Оскар» — не только самая влиятельная, но и самая консервативная кинопремия мира: для нее нет ничего важнее спокойствия и стабильности

Нынешняя победа беззубого «Короля» кажется расплатой за смелость, проявленную в прошлом году. Тогда киноакадемики столкнули в финальном поединке «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу — драму о смерти, снятую в стиле прямого репортажа из горячей точки, и «Аватара» Джеймса Кэмерона — кассового рекордсмена и «первого фильма XXI века». Эти картины представляли собой два полюса современного кино: гиперреализм,погружающий зрителя в гущу непридуманных событий, и ирреальный супертехнологичный мир, созданный из ничего с помощью новейших спецэффектов.

На этот раз диапазон не был столь широк. По количеству номинаций лидировали ленты, снятые в условном «классическом» стиле — спокойные, без наворотов и выкрутасов. И это тоже один из актуальных трендов кинематографа, переболевшего постмодернизмом и возвращающегося к простой и прозрачной форме. Но традиции традициям рознь.

«Социальная сеть» Дэвида Финчера (восемь номинаций и три утешительных награды) может сколько угодно напоминать о «Гражданине Кейне» и других американских историях успеха. Но во всех этих фильмах были драма и патетика, а у Финчера — полное отсутствие пафоса и завидная бесстрастность, с которой его герой Марк Цукерберг создает Facebook, зарабатывает миллионы, теряет их и просто живет. Именно эта бесстрастность, граничащая с равнодушием, превращает «Сеть» в идеальный фильм о современности — скучной и стерильной, в которой деньги делаются из воздуха и не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусом.

Благородная простота есть и в «Железной хватке» братьев Коэн (десять номинаций и вообще ни одной награды). Это ремейк одноименного вестерна сорока­двухлетней давности, снятый без какого-либо постмодернистского насилия над оригиналом. Коэнам удалось реанимировать эпический жанр, без которого не было бы американской мифологии, а вместе с ней и всего американского кино. Но при этом традиционализм их фильма имеет абсолютно коэновскую выделку и напоминает, что классика становится актуальной именно благодаря авторскому подходу, а не тиражированию.

А когда автор становится просто исполнителем, получаются фильмы вроде «Король говорит» Тома Хупера (двенадцать номинаций, награды за лучший фильм, режиссуру, мужскую роль и оригинальный сценарий). В нем есть историческая фактура и образцово-показательные актерские работы, а в основе лежит почти «соцреалистический» конфликт хорошего с лучшим — непростые отношения между заикающимся английским королем Георгом VI (Колин Ферт) и плебсом в лице его логопеда-самоучки, плавно перерастающие в дружбу до гроба.

С точки зрения киноискусства «Король говорит» — образец чистописания и грамотности на уровне школьных прописей. Это та самая правильная речь без запинок и какого-либо авторского интонирования, которой пытается овладеть герой Колина Ферта, чтобы миллионы его подданных нако­нец-то поняли, что он говорит. Вероятно, именно этим современное кино и собирается заняться дальше — научиться говорить как можно проще, чище и понятнее.

Фото: AP; PHOTAS

Новости партнеров

    «Русский репортер»
    №8 (186) 3 марта 2011
    Бандитизм
    Содержание:
    Цена модерна

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама