Исключительные штрафы

Актуально
Москва, 14.04.2011
«Русский репортер» №14 (192)
Госдума увеличивает штрафы за нарушение правил дорожного движения. Несмотря на неоднозначную реакцию юристов и автомобилистов, в законе осталась норма, по которой жители Москвы и Санкт-Петербурга за некоторые нарушения будут платить больше остальных россиян

Фото: ИТАР-ТАСС

Москвичи и петербуржцы получили очередное подтверждение своей исключительности, но вряд ли сильно этому обрадовались. Если президент подпишет закон о поправках в КоАП, штрафы за нарушение правил дорожного движения с 1 июля 2012 года вырастут для всех, но для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — особенно. Ужесточение наказаний коснулось тех нарушений, которые непосредственно ведут к образованию пробок (см. справку на стр. 44). Понятно, что для крупных городов проблема пробок
серьезнее, чем для малых, вот депутаты и предложили поставить санкции в зависимость от степени вредоносности деяния: в какой-нибудь Костроме неправильно припаркованная машина создает гораздо меньше проблем, чем на Тверской улице.

Дискуссии о том, насколько законна такая дифференциация, начались уже после первого чтения закона. «Это что же получается, скоро убить в Пскове будет “дешевле”, чем в Петербурге?» — довел этот принцип до абсурда вице-председатель питерского Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. Противники нормы нового закона ссылаются на конституционное равенство граждан перед законом вне зависимости от места проживания.

Не исключено, что закон будет оспорен в Конституционном суде. Но шансы выиграть дело невелики. В разных регионах уже существуют разные тарифы ОСАГО, транспортного налога, но никому еще не удалось добиться признания этой практики неконституционной.

Удивительно, но сам факт повышения штрафов такой бурной дискуссии не вызвал. Более того, как и в 2007 году, когда штрафы повышались последний раз, многие автомобилисты решение поддержали.

— Я бы все штрафы вообще раз в десять увеличил, — доходчиво объяснил «РР» свою позицию автомобилист Нил Паташин. — В Германии за наезд на сплошную линию — даже не за пересечение! — штраф две тысячи евро. Это восемьдесят тысяч рублей. Отдадите разок — в жизни больше не нарушите. В Финляндии недавно оштрафовали директора компании Nokian на 200 тысяч евро. Там штрафуют на 10% от дохода, а его декларируемый доход — два миллиона евро в месяц.

Кстати, дифференциацию штрафов по доходам предлагают ввести и некоторые российские специалисты, например президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Но депутаты на такую революционную меру не решились. Система обмена информацией между той же ГИБДД и налоговой инспекцией абсолютно не отлажена, и высчитывать каждый штраф исходя из уровня дохода конкретного человека — значит, спровоцировать хаос.

Еще одна логичная претензия к закону звучит так: сначала постройте доступные парковки, а потом вводите драконовские штрафы. Депутаты парируют: закон вступит в силу лишь с 1 июля 2012 года — предполагается, что за это время московские и питерские власти должны хотя бы час­тично решить проблему с парковками, например построив перехватывающие стоянки.

Но самой, пожалуй, конфликтной нормой нового закона обещает стать отмена пункта, по которому эвакуацию неправильно припаркованных машин и первый день на штрафстоянке оплачивает не владелец машины, а муниципалитет. Эту норму Госдума приняла в 2007 году. Но со временем выяснилось, что она не дает эвакуаторам развернуться во всю мощь: если городские власти заложили в бюджет деньги на эвакуацию, допустим, тысячи машин, 1001-ю никто увозить не будет, даже если она припаркована с нарушением всех правил. Адвокат и вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский уверен, что отмена нормы приведет к разгулу «эвакуаторной мафии», когда в погоне за прибылью забирать будут и правильно припаркованные машины.

Насколько вырастут штрафы

Новости партнеров

«Русский репортер»
№14 (192) 14 апреля 2011
Налоги
Содержание:
Конверты возвращаются

Повышение налогов на зарплату (ставки ЕСН), вступившее в силу три с половиной месяца назад, уже принесло первые плоды. Правительство теперь точно не получит 800 млрд рублей дополнительных доходов. Зато массово возвращаются зарплаты в конвертах, а класс малых и средних предпринимателей снова становится «преступным», полностью зависимым от проверяющих и репрессивных органов. Это политический удар именно по среднему классу — крупный бизнес почти не пострадает, а бедные не станут богаче

Фотография
От редактора
Вехи
Репортаж
Путешествие
Реклама