20 литров в одни руки

Актуально
Москва, 05.05.2011
«Русский репортер» №17 (195)
Неожиданный бензиновый кризис поразил страну на прошлой неделе. Топливо исчезло сначала на автозаправках Алтайского края, а за несколько следующих дней цепная реакция дефицита распространилась на десятки регионов страны. Причиной этого стали действия нефтяных компаний, в своих интересах воспользовавшихся попыткой правительства отрегулировать цены на бензин

Фото: ИТАР-ТАСС

В Туле начался бензиновый коллапс! Уже два дня на некоторых АЗС нет бензина марки Аи-95. А уже вчера несколько АЗС объявили, что отпус­кают бензин только по талонам и для спецтранспорта. На одной из бензоколонок ситуацию прокомментировали так: “Нам топ­ливо марки Аи-95 продают уже по 30 рублей за литр! Бардак! Чтобы окупаться, надо продавать по 35 рублей литр! И кто, скажите, у меня его купит по 35? Поэтому мы и не закупаем пока бензин, ждем, Путин обещал разобраться!”» — в конце минувшей недели российская блогосфера переполнилась подобными сообщениями.

В это же самое время у заправок, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, выстраивались километровые очереди. Там бензин был, но обслуживать обрушившийся вал покупателей они просто не успевали.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила в организации кризиса нефтяные компании и пообещала провести «комплексную проверку с целью выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов».

— Картельный сговор существует только в воспаленном воображении господина Артемьева и его подчиненных, — категорично заявил «РР» аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин.

И тем не менее действия неф­тяных корпораций не могут не вызывать вопросов. Когда в феврале нынешнего года Владимир Путин потребовал снизить цены на бензин, нефтяники выполнили указание «партии и правительства», но при этом схитрили. Отпускные цены для своих АЗС они действительно снизили, а вот для мелких торговцев оставили почти неизменными. Между тем именно на нефтебазах крупных нефтяных корпораций закупают подавляющую часть бензина независимые трейдеры.

В итоге, когда собственные небольшие запасы иссякли, они оказались перед тяжелым выбором: либо перестать торговать топливом вовсе, либо продавать его значительно дороже, чем крупные конкуренты. Оба варианта грозят частным предпринимателям разорением. В поисках решения они бросились на топливную биржу, но там в полном соответствии с законами спроса и предложения цены немедленно взлетели.

И поскольку, например, на Алтае небольшие компании контролируют до 70% АЗС, для рядовых потребителей «военная хит­рость» нефтяников обернулась дефицитом и масштабным повышением цен. Бензин тем временем «пылится» на нефтебазах в ожидании, когда же искусственный дефицит будет ликвидирован.

В поисках выхода из кризисной ситуации Владимир Путин распорядился повысить экспортную пошлину на бензин на 44%, чтобы заставить нефтяные компании продавать больше топлива на внутреннем рынке.

Однако эта мера снимет симп­томы, но с большой вероятностью не вылечит болезнь. Уже сейчас ясно, что цены будут и дальше ползти вверх: Минэнерго прогнозирует, что за май они поднимутся еще на 5%.

Но главное — если правительство не вмешается в ситуацию с закупочными ценами для небольших компаний, они могут просто разориться. И тогда рынок розничной торговли бензином полностью займут крупные нефтяники, действия которых, судя по событиям последних месяцев, мало поддаются контролю.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №17 (195) 5 мая 2011
    Деревня
    Содержание:
    Новое село

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама