Был в советские времена такой расхожий образ — рачительный хозяин: он уберет хлеб до колоска, не даст испортиться ни единой картофелине, починит холодильник на колбасном заводе и привезет в Москву баржу астраханских арбузов, которые — о чудо! — окажутся не гнилыми. Когда все было общее и ничье, казалось, что этот труженик-герой накормит страну, по-детски безмятежно-безответственную. Не накормил…
Однако свежее исследование Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) говорит о том, что проблема пропадающих продуктов — общая. На Земле каждый третий килограмм еды либо теряется из-за отсталой технологии производства, хранения и перевозки, либо попросту выбрасывается. Первое чаще случается в бедных странах, второе — в богатых. Но даже в наибеднейших треть пищи пропадает зря.
ФАО, конечно, дает рекомендации, как бороться со злом бесхозяйственности. Например, говорят, что нужно сводить фермера с покупателем (сразу вспоминаются безуспешные попытки московских властей бороться с перекупщиками); выстраивать логистику в африканских государствах (сначала нужны специалисты-логистики, а у нас, как говорил дядя Федор, «денег нет»); сытым европейским школьникам говорить о безнравственности выбрасывания пищи в мусорный бак (тоже что-то напоминает, не правда ли?).
В общем, делать что-то нужно: треть продуктов — это все же многовато для отходов. Но что именно следует делать, пока, похоже, мало кто понимает.