Сор из избы вынес старший лейтенант Игорь Сулим. В своем письме министру Анатолию Сердюкову 24-летний офицер заявил о поборах, которыми сопровождается выполнение приказа Минобороны № 400 о премировании военнослужащих. По его словам, каждый месяц летчики авиацентра обязаны отдавать своему командованию для дальнейшего перераспределения часть своей премии. Результатом скандала стала проверка, которую проводит Главное военное следственное управление СК РФ.
Поступок Игоря Сулима вызвал противоречивые отклики в армейской среде. Одни считают его героем, пытающимся разорвать порочный коррупционный круг. Другие говорят так: «Он либо идиот, либо парню просто расхотелось служить, вот он и решил уйти, хлопнув дверью».
На периферии скандала вскрылись действительно очень важные обстоятельства. Дело в том, что согласно пресловутому приказу № 400, офицерский заработок состоит из двух частей — ставки и премиальных. Причем премия, как правило, значительно больше ставки, но ее выдают не всем и не всегда — командир обязан поощрять лучших. Вот только в реальности достойных много, а премий мало.
Призванная поднять дисциплину и усилить здоровую конкуренцию междусослуживцами, новая система оплаты создала в армейских частях очень сильное психологическое напряжение. Представьте себе ситуацию: бок о бок служат два честных и достойных офицера, но один получает 30 тысяч рублей, а другой — 100 тысяч. В закрытых военных городках такие вещи без последствий не проходят. Даже если мужчины стерпят, за них вступятся жены.
И вот, чтобы снизить напряжение, нормальные командиры вынуждены прибегать к военной хитрости, смысл которой и описан Игорем Сулимом. Отчисления в общий котел не афишируются, но все о них знают, и большинство одобряют. В этой ситуации следователям не позавидуешь. По формальным признакам липецкая история чистой воды коррупция. А по понятиям военного братства — доблесть.
Наверное, более справедливо говорить о сбое в самой системе обеспечения офицеров денежным довольствием. Как заявляют сами военные, проблема сойдет на нет, когда будет увеличена фиксированная часть их заработка. В Минобороны обещают, что это произойдет первого января будущего года.