Стандартная модель государства

От редактора
Москва, 09.06.2011
«Русский репортер» №22 (200)

В блаженные времена мы живем. Правительство постоянно и аврально занято составлением стандартов. В медицине, школах и вузах, в лесном хозяйстве, в глубоко аттестуемой полиции — везде-везде. Рождается вроде как регулярное государство, как при Петре I. Или нет?

Участник разработки образовательных стандартов для высшей школы рассказал мне случай из жизни. Согласно одному из черновых вариантов, математик после окончания вуза должен быть «общительным и коммуникабельным». То есть разработчики от ощущения бессмысленности своего занятия вписали в «регламент» нечто совсем уж банальное. А если великий математик вдруг не «общительный»? Взять хотя бы Григория Перельмана.

Сама идея регулярности и тотальной стандартизации имеет обратную сторону — бюрократический абсурд. И не только у нас. До 2009 года в Европе существовал, например, запрет на продажу горбатых огурцов и кривых морковок, который был героически отменен комиссаром ЕС по сельскохозяйственным вопросам Марианн Фишер Боэль.

Но нескончаемые мучения по поводу стандартов старшей школы или начинающиеся мучения по поводу стандартов медицинской помощи имеют еще и другую природу помимо бюрократического восторга. Правительство, боюсь, управляет чиновниками и учреждениями, то есть своими подчиненными, а не школами, лесным хозяйством или полицией.

Так, Лесной кодекс, который был косвенной причиной катастрофических пожаров прошлого года, создавали не для того, чтобы управлять лесным хозяйством, а чтобы перераспределить полномочия, причем самые неприятные, вниз. Собственно, когда ты управляешь не лесом, а подчиненными, важно снять с себя ответственность.

Боюсь, то же самое и с социальной сферой. До всяких стандартов и без обсуждения изменений в образовании, культуре или в медицине был принят закон об автономных (и прочих) учреждениях. То есть интерес был в управлении учреждениями, а не в том, чтобы повысить качество школьной грамотности или победить эпидемии.

Стандарты — в этой логике — нужны для того, чтобы рассчитывать услуги и их стоимость на балансах учреждений, то есть некоторую административную фикцию. В то время как с точки зрения настоящего управления стандарты необходимы не для оценки количества неких услуг, а, например, для технологичной борьбы с самыми простыми и массовыми болезнями, эпидемиями, для массовой профилактики смертельных заболеваний.

Внятный стандарт не может появиться в логике борьбы за перераспределение ответственности, полномочий и денег внутри административной системы и учреждений. Это будет издевательство — и по форме, и по содержанию.

Причем издевательская стандартизация очень мешает тем, кто делает дело —  лечит людей, учит детей, тушит пожары, — но совсем не мешает тем, кто таким вот образом «управляет». Дмитрий Медведев решил ввести такую норму: не может чиновник руководить корпорацией. Неизвестно, хорош или плох этот «стандарт». Зато известно, что вместо вице-премьера Сергея Иванова председателем наблюдательного совета Россельхозбанка стал его сын — тоже Сергей Иванов.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №22 (200) 9 июня 2011
    Пожары
    Содержание:
    Горит все огнем

    Полыхающие деревни, задымленные города, растерянные спасатели — кажется, в этом году все это мы увидим снова. Новости о лесных пожарах приходят с пугающей частотой: Урал, Якутия, Забайкалье. Нередко пожары начинаются даже раньше, чем сходит снег, и такое чудо природы уже никого не удивляет. Особенно тех, кто в курсе, как, зачем и по чьему хотению лес начинает гореть, а главное — кто и сколько на этом зарабатывает

    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Реклама