Что внутри у лебедя

Культура
Москва, 23.06.2011
«Русский репортер» №24 (202)
Осенью нынешнего года откроется наконец основная сцена Большого театра — она находится на реконструкции с 1 июля 2005 года. Масштабная реконструкция, обошедшаяся более чем в 20 млрд рублей и вызвавшая массу внутрицеховых и коррупционных скандалов, стоила Большому — по крайней мере отчасти — репутации главного театра страны. Перед тем как основную сцену закрыли, в театре побывала фотограф Саша Мановцева: она провела за кулисами Большого семь месяцев, снимая балетных артистов и их быт

—Когда находишься в окружении прекрасных балерин и пачек, в тебе срабатывают фотографические рефлексы. И самое сложное — не поддаться штампованной красивости. Когда попадаешь в мир балета, видишь совершенно волшебное действо, одухотворенное и необычное. Очень хочется все передать, включая звуки: там же оркестр разыгрывается, трубы звучат… Во всем этом ходят какие-то неземные существа, в каких-то еще смешных костюмчиках — розовых, фиолетовых, при этом балетной походочкой, накрашенные, с наклеенными ресницами — просто кино! И это объемное ощущение хотелось передать в фотографии.

Я пришла в Большой театр со всем своим студийным арсеналом. До этого я долго не выходила из студии и в первый раз после долгого времени оказалась в репортажной ситуации. В студии у меня сложилась привычка работать тщательно и думать над каждым сюжетом. Поэтому я с огромной камерой, штативом и ассистентом носилась между этими балеринами — совсем не как фотограф-репортажник.

Я использовала длинную выдержку при съемке. Длинная выдержка и очень хорошая проявка, которую мне подобрала тех­нолог Алла Новикова, очень помогли мне. На длинной выдержке никогда не знаешь, что произойдет, но в какой-то момент в середине проекта я начала это предвидеть. Я стала затаиваться в определенных точках и ждать, когда произойдет что-то, что я могла предвидеть.

Артисты балета — феноменальные трудяги. Дисциплинированные, веселые и очень трудолюбивые. Уважение к ним чувствуешь безмерное. Со сцены они выбегают абсолютно мокрые — с них летят брызги пота, приводят себя в чувство и опять на сцену. Это производит сильное впечатление.

Они ко мне привыкали месяца три, ругались. В основном обслуживающий персо-нал и девочки из кордебалета, потому что я мешалась им в гримерках. Но потом они меня узнали, мы подружились, и я стала там своей. Но сначала костюмерши меня ненавидели.

Весь проект занял год: я снимала месяцев семь, потом очень долго выбирала, пять килограммов пленки разрезала по кадрикам, потом крайне долго печатала вручную. Например, кадр, где костюмерша несет пачку, я печатала два дня. Это самое правильное — печатать вручную, гораздо лучше любого фотошопа.

Фотографии: Саша Мановцева

Ассистент фотографа: Армандс Нейланд-Яунземс

Саша Мановцева родилась в Москве в 1973 году. С 1991-го по 1997-й жила и училась в Польше. Защитила дип­лом магистра на факультете искусствоведения Варшавского университета. Параллельно училась на факультете фотографии Лодзинского кинематографического института. Фотографией занимается с 1994 года. Дважды занимала 2-е место в номинации «Печатная рек­лама» на Московском международном фестивале рекламы. Лауреат конкурсов «Серебряный венок 2003», «Серебряная камера 2008». Работы Саши Мановцевой хранятся в частных кол­лекциях в Москве, Нью-Йорке, Париже и других крупных американских и европейских городах.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №24 (202) 23 июня 2011
    Власть
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Реклама