Фильмы

Афиша
Москва, 30.06.2011
«Русский репортер» №25 (203)

Иллюстрация: Эксперт Online

30/06–05/07 ретроспектива Белы Тарра

Московский международный кинофестиваль

Мнение

Конец кино

Уже не первый год в моем ноутбуке пылятся нелегально скачанные из Сети фильмы венгерского аутсайдера Белы Тарра. Все они очень важные, очень длинные («Сатанинское танго» идет семь часов), очень кинематографичные. Ни один из них я так и не досмотрел до конца. Некоторые не открывал вовсе. Какие-то включал, проматывал, осознавал их значительность и выключал. Периодически возникает желание все это удалить, но рука не поднимается: все-таки общепризнанные шедевры (Тарр — кумир Гаса Ван Сента и Сьюзен Сонтаг). Да и другой возможности увидеть их просто нет: в наш прокат они не выходили, на DVD не издавались.

Впрочем, вру. Один фильм я все-таки посмотрел в самолете — просто он короткий. Называется «Крупноблочные люди». Уже в 1982 году Тарр использовал свой фирменный прием — длинные монотонные повторяющиеся планы, — чтобы погрузить зрителя на самое дно социалистической жизни. Сейчас что-то подобное проделывают с социалистическим пространством модные румынские режиссеры, но Тарр круче.

Пожалуй, это единственный из ныне живущих классиков, чьи фильмы можно смотреть только на пленке и только на большом экране. Остальных все-таки можно приспособить к монитору компьютера, Тарра — нет. Его последний фильм «Туринская лошадь» идет два с половиной часа и состоит всего лишь из тридцати непрерывных планов. Это кино о конце света, но еще и о конце самого кино в его уже устаревшем значении.

Кино Тарра — это пленка с ее уникальной магией и аурой, которые недоступны «цифре». Она легко воспламеняется, недолговечна, крутить ее надо осторожно, дозированно — чтобы не повредить. Так сегодня показывают какие-нибудь древние фрески в каком-нибудь древнем монастыре. Это кино посмотришь один раз и вряд ли увидишь когда-нибудь еще, но запомнишь надолго.

Поэтому идите и смотрите, чтобы потом не скачивать и не захламлять жесткий диск. Тарр уж точно не заслужил быть лишними килобайтами в памяти вашего компьютера.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Мишень

Александр Зельдович

Россия, 2020 год. Столица превратилась в сплошной комплекс «Москва-Сити», бедных почти не осталось, а богатые стали еще богаче и даже обзавелись специальными очками, которые определяют, где вокруг добро, а где зло. Единственное, чего у них нет, — это вечной молодости. За ней-то герои и отправляются на Алтай, где с советских времен осталась космическая установка, якобы останавливающая старение. Амбициозная футурологическая драма о людях, у которых есть все и даже больше, но им все равно плохо.

Плодородная почва

Адам Гираш

Идеальная пара, ожидающая первенца в доме своей мечты, впервые в жизни сталкивается с неприятностями: у жены происходит выкидыш и на этой почве — нервный срыв. Чтобы как-то оправиться, супруги решают сменить обстановку, но на новом месте все оказывается еще хуже: какие-то скелеты в канализации и бывшие жильцы, умершие при загадочных обстоятельствах. Как ни странно, все это безобразие еще больше сближает супругов, и героиня вновь беременеет, но потом, правда, окончательно сходит с ума из-за очередных новостей из подземелья. Веселый трэш про муки продолжения рода.

Трансформеры 3: Темная сторона Луны

Майкл Бэй

Третья часть фантастической саги о войне одних роботов-пришельцев с другими робо­тами-пришельцами на планете Земля. Сегодня Голливуд превращает в оружие массового поражения уже не только ко­миксы, бестселлеры и видео­игры, но и детские игрушки из пластмассы, которыми когда-то и были первые трансформеры. Сейчас стараниями киношников они выросли в виртуальных супер-звезд, способных затмить на экране реальных знаменитостей из плоти и крови.

Отморозки

Питер Муллан

Ирландия середины 70-х годов прошлого века. Одаренный мальчик из неблагополучной семьи изо всех сил пытается не участвовать в насилии, которое творится у него дома, в школе и на улице. Но не ответить на удар нереально, и парень невольно становится как все, принося свои таланты в жертву тупой толпе. Превосходная психологическая драма о том, как среда заедает и буквально уничтожает чело­века. Показ в рамках Московского кинофестиваля.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №25 (203) 30 июня 2011
    Авиация
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Среда обитания
    Путешествие
    Среда обитания
    Реклама