Жертвы ошибок и амбиций

Сцена
Москва, 30.06.2011
«Русский репортер» №25 (203)

Очередное хладнокровное массовое убийство граждан Российской Федерации совершено другими гражданами Российской Федерации. Не летчиками — они тоже среди убитых. А теми, кто стоит за не вовремя принятыми и вовремя не принятыми решениями, приведшими к трагедии.

Обращает на себя внимание своеобразная тщательность подготовки таких событий. Вот кто-то не распорядился заменить старое ОСП (оборудование системы посадки) новой техникой. А кто-то решил, что достаточно купить светосигнальное оборудование и можно принимать самолеты при плохой погоде и ночью. Другой с этим согласился и открыл аэропорт. Где-то деньги не выделили, где-то украли — в составе того знаменитого триллиона, который воруют на госзакупках, или сверх него. Летчики, загнанные в этот коридор чужих ошибок и амбиций, принимают свое ошибочное решение садиться уже как роковое, трагически неизбежное. Они уже не замечают риска. Ведь после каждой катастрофы специалисты начинают говорить, что в нашей стране, если подходить к делу с точки зрения норм и правил, половина авиации должна была бы оставаться на земле. Однако — летают.

В известном смысле управление страной напоминает ОСП Петрозаводского аэропорта — что-то, непонятно когда установленное, неточное, видит лишь «на небольшой угол», неизвестно, поддается ли настройке. Частичная модернизация делает ситуацию еще хуже, как с сигнальными огнями в Бесовце. Возобновление полетов из этого аэропорта стало возможным благодаря десятилетнему росту экономики. Но если в результате роста и модернизации мы получим и страну в виде старой хибары с новыми лампочками, будет ли это то, что политики задумывали?

О том, что воплощение лозунгов модернизации может привести к появлению анклавов постиндустриального процветания среди хиреющей страны, предупреждали не только скептики, но и просто трезвые головы. Теперь это видно на примере схемы распределения средств между аэропортами. Казалось бы, давать деньги в основном в крупнейшие узлы целесообразно. Но ведь фактически аварийные мелкие продолжают функционировать предоставленные сами себе.

В сущности, решение Дмитрия Медведева о «подготовке форсированного вывода из эксплуатации» на регулярных рейсах самолета Ту-134 и является решением о прекращении работы плохо оснащенных аэропортов. Для приема современных типов самолетов они не подходят.

Но лучшим было бы не косвенное, а прямое решение. Косвенный запрет на использование региональных аэропортов повторяет практику неточных решений, выдаваемых нашим руководящим ОСП.

Запрещая полеты определенных типов машин, но игнорируя проблему в корне, мы можем получить очередной тур роста амбиций и бесшабашности регионального начальства разных ведомств. Местные аэропорты объявят пригодными для приема суперджетов и эрбасов с боингами. Занесут в древние диспетчерские по новому компьютеру, объявят инфраструктуру модернизированной и — летайте. И падайте. Но система принятия решений, приводящих к трагедии, должна быть наконец выключена и обесточена сверху донизу.

То, что Россия вскоре лишится старого самолетного парка, само по себе благо. Помимо решений по Ту-134 Минтранс объявил, что нельзя будет летать без системы предупреждения об опасном сближении с землей. На старых машинах ее нет, а так как система дорогая, скорее всего, она там и не появится. И как бы опытные летчики ни любили испытанные и неприхотливые самолеты образца 60-х годов, их  век заканчивается хотя бы потому, что они у нас давно не выпускаются и, соответственно, глубоко не модернизируются, как это происходит с американскими самолетами того же поколения.

Но одного вывода из эксплуатации машин, которые хоть как-то сопрягались со старой инфраструктурой, недостаточно. Нужны решения о будущем самой инфраструктуры. В целом требуется прямое, здравое и продуманное решение о будущем внутренних авиаперевозок.

Как ни обидно, нам, видимо, придется отказаться еще от какой-то части региональных и местных аэропортов (часть перестала использоваться уже давно). Отказаться временно, но надолго. Понятно, что принять это решение сложнее, чем по самолетному парку. В последнем случае обиженными оказываются небольшие авиакомпании, в первом — города и регионы. Политики не любят таких решений. Слабые — не в состоянии их принимать в принципе.

Для компенсации понадобится развитие наземного сообщения. Итогом после некоторого недовольства будет благодарность жителей. Там же, куда ничем, кроме самолета, не добраться, аэропорты нужно срочно и по-настоящему модернизировать, хотя там не будет Олимпиады и туда не летают президенты. Зато туда летают люди, которые этих президентов выбирают.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №25 (203) 30 июня 2011
    Авиация
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Среда обитания
    Путешествие
    Среда обитания
    Реклама