На конференции было сказано, что через 25 лет мы сможем найти внеземные формы жизни. Почему именно такой срок?
Говорилось о вероятности — нельзя уверенно утверждать, что в течение ближайших 25 лет мы наверняка их обнаружим. Есть программы поиска искусственного сигнала из космоса, на 90% американские. У них есть, например, антенная решетка ATA, которая этот сигнал может уловить. Вполне возможно, что они уже и обнаружили что-то подозрительное, но пока не убедились наверняка, что это сигнал внеземной цивилизации. Нам, в России, было бы полезно задействовать в поиске систему «Квазар» (образована тремя радиоастрономическими обсерваториями «Светлое», «Зеленчукская» и «Бадары». — «РР») и 70-метровую антенну в Уссурийске. Ведь чтобы что-то обнаружить, надо искать.
А что будете делать, если получится установить контакт с инопланетным разумом?
Речь о контакте не идет. Это немного не то, что бытует в фантастических повестях типа: «Здрасьте, я ваша тетя, только что прилетела с альфы Центавра!» Такое спрогнозировать нельзя. Сейчас главное — обнаружить сигнал. Если это удастся, то надо сразу отправлять ответное послание: сигнал получен, идет его обработка. А затем готовить солидный ответ. И второе, возможно, самое главное: нужно самим регулярно отправлять радиопослания. Но сейчас на поиски потрачено в сто раз больше времени, чем на передачу сообщений. Мы предпочитаем получать, ничего не отдавая взамен.
Александр Зайцев, главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН, организатор трех радиопосланий внеземным цивилизациям из Центра дальней космической связи в Евпатории