«Это корыто годится лишь для перевозки скота…»

Актуально
Москва, 14.07.2011
«Русский репортер» №27 (205)
Более ста человек погибли в результате крушения теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище. Это был копеечный тур выходного дня для желающих посмотреть на развалины древней столицы Волжской Булгарии. Дешевизна людей и сгубила. Для подобных рейсов туристические компании часто используют теплоходы, которые уже давно пора сдать в утиль

Фотографии: AP; ИТАР-ТАСС

В отделении полиции рядом с Казанским портом список спасенных с «Булгарии» висит на стенде «Их разыскивает милиция». На самом деле разыскивают других — более ста человек на момент подписания этого номера в печать числились пропавшими без вести. Учитывая, что ищут их не в океане и не в непроходимых лесах, — это приговор.

— Ночью тут было несколько тысяч человек, — рассказывает одетый по-спортивному парень в порту. Он стоит рядом со списками выживших и пропавших без вести. — Говорят, сейчас уже никого сюда не будут привозить: кто хотел, тот своих нашел. Теперь всех будут свозить в морг пятнашки (горбольница № 15. — «РР»), на опознание.

И правда, если кого-то еще кроме 79 спасшихся найдут живым, это будет чудо. А вот то, что случилось с теплоходом, — это, скорее всего, закономерность. Чудом было то, что он еще плавал.

Построенное в 1955 году судно было, по сути, старой ржавой посудиной. Для его возраста это естественно. Очень немногие теплоходы проекта 785 до сих пор в строю (см. справку). Характерно, что в 2003 году «Булгарию» чуть не списали. Поставили ржаветь в порт. Но в 2009-м она опять начала возить недорогие короткие — длительностью не более семи дней — круизы. Пермская компания «СК Камское речное пароходство» сдавала его в аренду казанским фирмам «Водафлот», «Аргоречтур» и «Бриз». В свою очередь «Бриз», по предварительным данным следствия, сдавал его в субаренду какой-то неизвестной гражданке.

Капитального ремонта на «Булгарии» не было ни разу. Но при этом только месяц назад теплоход признали годным к дальнейшей эксплуатации. Зная российские реалии, можно без труда представить, как именно были получены необходимые документы. Впрочем, сейчас прокурор Приволжской транспорт-ной прокуратуры Сергей Белов заявляет, что теплоход вообще «не имел лицензии на перевозку пассажиров».

О неважном состоянии судна за несколько дней до аварии

говорила, например, директор ресторана «Булгарии» Мария Пегасова (ее на момент сдачи номера не было в списке спасенных). По словам ее мужа Александра, жена рассказывала, что теплоход должен был пройти текущий ремонт.

Пассажиры тоже были не в восторге от его технической оснащенности. Так, летом прошлого года на одном из казанских туристских интернет-фору­мов пользователь ЖБенечка свидетельствовал: «Что касается технической стороны судохода — это вообще караул! Как можно было его выпускать?! Как выразился один отдыхающий в книге жалоб и предложений: “Это корыто годится лишь для пере­возки скота!” Напрочь отсутст­вуют текущий и капитальный ремонт. Проблемы начинаются, простите, с санузлов и закан­чиваются работой двигателя. То у нас смог, то вода куда-то просочилась, одно сплошное приключение!»

В нынешний рейс теплоход вышел дико перегруженным. Возмущаясь, президент Татарстана Рустам Минниханов з­аявил, что на борту судна, рассчитанного на 140 человек, оказалось 208 человек, включая экипаж и персонал ресторана. Кроме того, судя по всему, в рейс «Булгария» вышла или с неработающим, или с барахлящим

левым двигателем. К этому добавился существенный крен, причиной которого могла стать и та же перегруженность, и переполненные канализационные емкости. Причем возникли подобные сложности не в первый раз.

Еще 5 июля пользователь «Речного форума» Антон Тюрин так описал свое путешествие на «Булгарии»: «Пришли в Пермь с опозданием в 5 часов, шли на одной машине, с жутким креном. Бедные туристы. Ходил на ней с подобным креном в затоне, очень неудобно… Этот крен — болезнь проекта 785, он появляется, когда “фекалии” полные, а топ­ливные танки пустые».

Один из выживших членов команды, пожелавший остаться неизвестным, утверждает, что пассажиры и экипаж просили капитана Александра Астровского (его на момент подписания номера в списке спасенных тоже не было) прекратить рейс, жаловались на поломки двигателя и крен, но тот настоял на продолжении плавания — предварительно с кем-то, возможно, с собственником или арендатором, поговорив по сотовому телефону.

Еще одна версия — разрыв обшивки в районе гребных валов: не выдержало старое железо. В отличие от более поздних моделей, теплоходы одного класса с «Булгарией» не имеют внутренних водонепроницаемых переборок и в случае пробоины тонут за считанные минуты.

На скорость затопления повлияла и еще одна особенность судна. «Открытые или неплотно закрывающиеся иллюминаторы трюма, по конструктивным особенностям располагающиеся близко к ватерлинии, также могли поспособствовать очень быстрому наполнению помещений забортной водой», — заявили в Следственном комитете.

Спасшиеся пассажиры утверждают, что «Булгария» действительно затонула буквально за три минуты.

Еще одной причиной мог стать человеческий фактор: будто бы теплоход совершил резкой поворот и завалился набок. Дополнительную негативную роль сыг­рала погода: в тот день в районе катастрофы был сильный ветер и шел дождь.

А еще есть предположение, что теплоход налетел на мель. Хотя затонул он на глубине 20 метров, в этой части Волги есть очень опасные участки. Он мог лишь краем корпуса задеть мель, попортить обшивку или просто потерять устойчивость и затонуть в десятках метров от места столкновения.

Как и всегда в таких случаях, причин наверняка было несколько. Их переплетение, наложение друг на друга и привело к трагедии.

Фотографии: AP; ИТАР-ТАСС

Судьбы теплоходов проекта 785

Теплоходы проекта 785 — средние пассажирские суда. Всего в 1952–1958 годах в Чехословакии было построено 36 подобных судов трех серий, которые слегка отличались количеством посадочных мест и особенностями конструкции. Так, суда третьей серии могли плавать в битом льду и эксплуатировались на сибирских реках. Судьба теплоходов сложилась по-разному.

  • 15 выведены из эксплуатации. В том числе пять после участия в ликвидации аварии на Черно­быльской АЭС
  • 9 используются в качестве плавучих гостиниц, развлекательных центров и спортивных клубов
  • 5 курсируют на пассажирских и туристических маршрутах по Каме, Енисею, Иртышу и Волге
  • 5 сгорели или затонули. В том числе: «Украина» — сгорела на Дону в 1953 году, через год после постройки; «Молдавия» — сгорела у берегов Турции в 1996 году;«Кремас» — был превращен в гостиницу и сгорел во время ремонта прямо на судостроительном заводе; «Туркменистан» — сгорел
  • 1 на ремонте.
  • 1 судьба неизвестна.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№27 (205) 14 июля 2011
Конец мужчины
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Путешествие
Реклама