Оксид азота помогает помнить. И забывать

Тренды
Москва, 14.07.2011
«Русский репортер» №27 (205)

В основе нашей памяти лежит очень сложная цепочка химических реакций. Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проанализировали, какую роль играет здесь оксид азота. Результат оказался парадоксальным.

«Двуликий оксид азота необходим и для стирания памяти, и для формирования памяти» — так называется публикация в Журнале высшей нервной деятельности (редкий случай, когда российские ученые используют в статьях столь образную лексику).

Первое «лицо» оксида азота — нитрозилирование белков, в результате чего они меняют свои функции и стирают воспоминания. Но в некоторых случаях те же самые молекулы оксида азота могут активировать синтез белков, в том числе и вовлеченных в сохранение памяти. Посредником для таких реакций служит вещество гуанилатциклаза.

«На основе анализа данных литературы и поведенческих экспериментов на наземной улитке Helix мы высказываем и экспериментально обосновываем гипотезу о двояком участии оксида азота как в формировании, так и в стирании/блокировке памяти, что объясняет очень многие имеющиеся противоречия в опубликованных данных», — пишут авторы работы.

Источники: P. 264.  Балабан П. М., Рощин М. В., Коршунова Т. А. // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2011. № 3. С. 274–280.