Герман Ветров: «Деятельный мэр всегда в опасности»

Сцена
Москва, 01.09.2011
«Русский репортер» №34 (212)
В чем риск работы мэров, «РР» объяснил директор направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города» Герман Ветров

Фото: Илья Питалев/Коммерсант

Можно ли сказать, что «профессия» мэра сегодня одна из самых опасных?

Деятельному муниципальному главе есть чего опасаться в любом случае. Если же мэр пытается ввести прозрачные правила игры, нарушая таким образом баланс сил и интересов, вплоть до чисто криминальных, то опасность возрастает вдвое. Иногда мэр сам является проводником криминальных интересов. И это тоже опасно.

Где находятся конф­ликтные точки в работе муниципалитетов?

Там, где идут большие денежные потоки. Прежде всего это жилищно-коммунальное хозяйство. Существуют коммунальные компании, которые интегрированы в систему муниципалитетов. Это очень мутная сфера, несмотря на то что ее постоянно реформируют. Там есть реальные, опробованные годами способы увода денег. Например, выбить средства на ремонт и ничего не ремонтировать — никто не заметит. И если вдруг на этот рынок приходит другая компания и монополия нарушается, вот тут и возникает конфликт интересов.

Рынок розничной торговли, земельный вопрос являются такими же очагами конфликтов?

Земля — это едва ли не главный ресурс в руках муниципальных начальников. Разрешение на строительство — одна из центральных кормушек для коррумпированных чиновников. И тут возможны вари­анты. Когда, как и кому выделяется земля — отдельный вопрос. Честный коммерсант будет иметь трения с требующим взятку бюрократом, а, допустим, криминализованный бизнес столкнется с честным чиновником. Это не новая история.

Что касается торговли, то причина конфликтов здесь, как правило, нарушение монополии, когда в город приходят новые игроки. Часто команда городских чиновников, вплоть до мэра, сама является совладельцем части торговых площадей. При таком раскладе в города не пускают внешние деньги. Есть и обратная ситуация: мэрия хочет привлечь в город сторонние инвестиции, торговые сети, а домашние бизнесмены этого не хотят. Опять возникает конфликт.

Введение института сити-менеджеров должно было в теории погасить конфликтные ситуации — ведь появляется независимый управленец, который не лезет в политику, а занимается чисто хозяйственными воп­росами. Как обстоит дело в реальности?

У нас административные движения часто носят характер формальной кампанейщины. Где-то в министерских кабинетах возникла идея, пошел импульс, и все выстроились в очередь создавать посты сити-менеджеров. Но нигде в мире, ни в США, ни в Западной Европе, где распространен этот институт, он не является панацеей от всех бед. Есть, наверное, и у нас в стране примеры, когда связка мэр — сити-менеджер работает нормально. Но чаще всего у нас двух хозяев в го­роде не бывает. Или один всем командует, или другой. И политикой, и экономикой, и управлением. Когда сити-менеджер действительно плотно сидит на финансовых потоках, теряется позиция мэра. Зачем он тогда нужен? Непонятно. Если же все отрасли контролирует мэр, зачем нужен сити-менеджер? В итоге реально руководит более сильный чиновник. И это дополнительная конфликтная ситуация. То есть в определенной мере введение института сити-менеджеров не облегчило конфликты, а усугубило их.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №34 (212) 1 сентября 2011
    Убийства мэров
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Портфолио
    Реклама