Почему грузовики падают с неба

Актуально
Москва, 01.09.2011
«Русский репортер» №34 (212)
У российского космоса сплошные неприятности. 18 августа потерялся спутник связи «Экспресс-AM4». 24 августа мы лишились космического «грузовика» «Прогресс М-12М». А до этого были неудачи с аппаратами «Глонасс», поломка солнечного телескопа «Коронас-Фотон» и масса других бед. Означает ли это, что наша страна вступила в полосу глобального космического кризиса?

Фото: РИА Новости

Кислород — 50 кг, вода в баках системы «Родник» — 420 кг, контейнеры с рационами питания, свежие продукты — 257 кг, медицинское оборудование, белье, средства личной гигиены — 66 кг, оборудование для научных экспериментов — 38 кг… Вот неполный перечень того, что должен был доставить на МКС аппарат «Прогресс». Но все это добро то ли сгорело в атмосфере, то ли рухнуло где-то в алтайской глуши.

— С земли это было уже не видно, мы даже по первой пропустили за успех, а потом все-таки позвонили в ЦУП, — рассказывает Алексей Журавлев, специалист по программному обеспечению «Прогресса». — Причина — аварийное отключение двигателя третьей ступени, дальше пока не ясно. А следствие — пилотируемый пуск 22 сентября отменяется, бригаду отправляют домой.

Авария «Прогресса» (точнее, ракеты-носителя, на которой он должен был выводиться на орбиту) стала последней каплей в череде космических неудач России. В технических подробностях катастрофы сейчас пытается разобраться специальная комиссия. Но уже вовсю обсуждается вопрос: что происходит с нашей космонавтикой?

Можно, конечно, списать последние аварии на известную российскую традицию: каждый август в стране случается какая-нибудь гадость — то подлодка затонет, то дефолт грянет, то еще что-нибудь случится. Наверное, это потому, что ответственные люди уходят в отпуск, оставляя на своем месте менее ответственных. А если не уходят, то сидят на работе усталые и невнимательные.

Но если говорить серьезно, то российская космическая отрасль имеет массу проблем. Взять, к примеру, кадры. Те, кто делал великие советские проекты, становятся все старше и старше. Знаменитый космонавт Георгий Гречко недавно заявил в радиоинтервью: «Помните фильм “В бой идут одни «старики»”? Тех стариков, которые шли в бой и тянули на себе все лучшие программы, — их убрали, а молодежь осталась без примера. Разрыв поколений». Старые кадры уже слишком стары, молодые еще слишком молоды, а середины слишком мало. Эта ситуация особенно характерна для технических специальностей.

— Почему наши машины ломаются, а их — нет? Все потому же, — объясняет Алексей Журавлев. — Хоть сейчас зарплаты и повысили, все равно разрыв поколений, утрата технологий, брак комплектующих. Вон у нас пульт на следующем корабле меняли два раза.

С деньгами у космонавтики сейчас стало получше. И государство чаще проявляет щед­рость, и зарубежные заказы дают доход. Но технологические проекты такого масштаба охваты­вают периоды в десятки лет, и прежние проблемы с финансированием, судя по всему, еще дают о себе знать.

Но в любом случае катастрофу «Прогресса» не нужно драматизировать. В конце концов есть же элементарная статистика: Россия очень много запускает — естественно, у нее случается много аварий. Та же самая ракета «Союз-У», из-за которой космонавты на МКС так и не дождались помидоров и шампуня, терпела неудачи как минимум два десятка раз, и при Брежневе, и при Горбачеве. Просто 20 аварий на 768 запусков — это не так уж и много.

На фоне жутких катастроф у американцев (1986 год, «Челленджер» — 7 погибших; 2003 год, «Колумбия» — 7 погибших) по­теря «грузовика» с продуктами кажется не такой уж страшной. Тем более что сейчас Россия фактически стала монополистом на грузовые перевозки в кос­мосе. 21 июля программа «Спейс шаттл» была официально закрыта. Когда у американцев появятся новые «грузовики», не совсем понятно. Ни европейцы, ни тем более китайцы или корейцы не смогут вывести на орбиту необходимое коли­чество оборудования и прочих полезных вещей. Так что всему миру придется пока надеяться на то, что российские ракеты проверят и перепроверят, по-сле чего полеты станут относительно стабильными. И помидоры долетят до МКС.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№34 (212) 1 сентября 2011
Убийства мэров
Содержание:
Фотография
Вехи
Портфолио
Реклама