Трендовые новости

Тренды
Москва, 01.09.2011
«Русский репортер» №34 (212)

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

— так начинается ряд чисел, открытый средневековым математиком Леонардо Пизанским, более известным как Фибоначчи.

Суть проста: каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Этот ряд каким-то мистическим образом отражается в живой природе.

Недавно мировую славу завоевал 13-летний американский подросток Айдан Дуайер. Он прочитал в какой-то умной книжке, что ветви деревьев растут не абы как, а тоже в соответствии с числами Фибоначчи. «Для чего им это нужно?» — подумал подросток. Наверное, так им удается получать больше света. Значит, этот принцип можно использовать и для солнечных батарей.

Расчеты показали, что расположенные по числам Фибоначчи, подобно листьям деревьев, батареи могут улавливать энергию солнца на два с половиной часа в сутки дольше, чем это делают обычные плоские панели. Особенно эффективны такие панели были бы в городах, где очень мало места для проникновения прямых солнечных лучей, зато хорошо растут деревья.

Ученым предстоит открыть еще 7,5 млн видов

Биологи не останутся без работы еще долго. Группа ученых из США, Канады и Велико-британии рассчитала, сколько видов живых организмов может обитать на нашей планете (Camilo Mora, et al. // PLoS Biology. 2011. V. 9. Issue 8). По их оценкам, на Земле живут примерно 8,7 млн видов. Из них описаны и внесены в каталоги лишь 1,2 миллиона. То есть неоткрытыми остаются 85%. Есть над чем поработать. Но и это число не отражает масштабов нашего незнания природы, ведь речь идет только об эукариотах (живых организмах, клетки которых содержат ядра). Между тем за кадром остаются еще всевозможные микробы, чье видовое разнообразие может исчисляться десятками миллионов.

Когда умирают звезды, остаются алмазы

Австралийские ученые обнаружили небольшую планету, по всей видимости, целиком состоящую из кристаллического углерода, то есть, по сути, являющуюся алмазом. Началось все с того, что на расстоянии четырех тысяч световых лет от Земли был обнаружен очень редкий вид пульсара — миллисекундный. Рядом с ним и обнаружили небольшую алмазную планетку. По массе она больше Юпитера, а в диаметре в пять раз больше Земли. Ученые предполагают, что это не что иное, как «похудевший» белый карлик, то есть бывшая звезда. Свои оболочки она передала пульсару, а сама осталась рядом в виде алмазного спутника. (1)

Пыль астероида рассказала о его деградации

Японский космический зонд «Хаябуса» (Hayabusa) в 2005 году посетил астероид Итокава, где собрал образцы поверхности — 1534 невидимые глазом пылинки размером до 180 микрометров.

Много раз судьба миссии висела на волоске: у аппарата выходили из строя приборы, отказывали двигатели, аккумуляторы, но всякий раз японским инженерам удавалось спасти положение. 13 июня прошлого года капсула с астероидной пылью благополучно приземлилась в Австралии, после чего ученые с великой осторожностью открыли ее и принялись изучать содержимое.

На прошлой неделе результаты исследований были опубликованы сразу в шести статьях в журнале Science. Выяснилось, что астероид состоит из хондритов — самой обычной породы самых обычных метеоритов.

А вот свойства этой породы оказались неожиданными. Она когда-то нагревалась до 800 градусов. Предполагают, что причина нагрева — радиоактивный распад алюминия-26, которого было много при зарождении Солнечной системы. Но для достижения таких температур размер астероида явно недостаточный — всего около 500 метров, а нужно 20 километров в диаметре. Значит, когда-то космический булыжник распался на мелкие части.

Но самым главным достижением этой миссии считается то, что она вообще состоялась — ведь еще никогда на Землю не привозили астероидную пыль. (2)

Дыхание поможет диагнозу

Новосибирские биологи и медики предлагают новый способ диагностики болезней. Они проанализировали содержание легких углеводородов в воздухе, который выдыхает человек. Оказалось, что таким образом можно устанавливать самые неожиданные вещи, например наличие сахарного диабета 2-го типа у близких родственников пациента. (3)

Кур и людей губит один и тот же мутант

Английские генетики обнаружили у кур ту же мутацию GNB3, которая у человека вызывает гипертонию. Этот страшный ген называют «молчаливым убийцей». Его присутствие в организме почти никак не проявляется. При этом треть населения Великобритании страдает гиперто­нией, излечить которую, как известно, нельзя. Но курам хуже. У них этот ген вызывает не гипертонию, а слепоту и почечную недостаточность. Полагают, что больные куры могут стать незаменимой моделью для разработки новых методик лечения целого ряда заболеваний. (4)

Источники: (1) Источник: Bailes M. et al. // Science. 2011. (2) Источник: Nakamura T. et al. // Science. 2011. Issue 333. Pp. 1113–1116.Yurimoto H. et al. // Science. 2011. Issue 333. Рр. 1116–1119.Ebihara M. et al. // Science. 2011. Issue 333. Рр. 1119–1121. Noguchi T. et al. // Science. 2011. Issue 333. Рр. 1121–1125. Tsuchiyama A. et al. // Science. 2011. Issue 333. Рр. 1125–1128. Nagao K. et al. // Science. 2011. Issue 333. Рр. 1128–1131. (3) Источник: Куликов В. Ю. и др. // Физиология человека. 2011. № 3. С. 70–75.  (4) Источник: Hemanth Tummala et al. // PLoS ONE. 2011.