Новости недели

Тренды
Москва, 08.09.2011
«Русский репортер» №35 (213)

Как космос превратился в помойку

Количество мусора на орбите достигло критических масштабов и угрожает работе спутников, сообщается в опубликованном недавно специальном докладе NASA. Согласно расчетам, вокруг нашей планеты крутится более 500 тыс. обломков размером от 1 до 10 см и около 22 тыс. объектов покрупнее. Их количество настолько велико, что они могут начать взаимодействовать друг с другом — например, слипаться или, наоборот, раскалываться.

1,76 млн лет — таков возраст инструментов, которые нашли ученые из Колумбийского университета. Уже тогда предки современного человека использовали передовые орудия труда, например топоры

Для ученых самым интересным было то, что в одном археологическом слое нашлись инструменты и олдувайской, и ашельской культуры. Олдувайская культура более древняя и примитивная, ее главным орудием был булыжник с острыми краями. Ашельцы появились позже и продвинулись до уровня обработанных резцов и каменных топоров. Если археологи будущего найдут рядом айфон и оглоблю, они, наверное, тоже сочтут это загадкой истории. Сейчас ученые пытаются выяснить, почему не происходил обмен технологиями между группами.

Черные дыры поджидают нас за каждым углом

Астрономы из Гарвардского университета обнаружили пару сверхмассивных черных дыр, расположенную почти в центре спиральной галактики NGC 3393 на расстоянии 160 млн световых лет от Земли. В масштабе Вселенной это не так уж и далеко.

Общая масса обеих дыр по предварительным оценкам составляет около миллиона Солнц. Разделяет дыры всего лишь 490 световых лет. Они бурно растут и довольно скоро сольются друг с другом. Образовались обе дыры в результате так называемого малого слияния двух неравных по размеру спиральных галактик около миллиарда лет назад. Вообще-то за галактикой NGC 3393 наблюдают уже давно. Что там существует черная дыра, тоже давно подозревали. Но то, что их две и они такие огромные, для астрономов стало полной неожиданностью. (1)

Растения-оккупанты выползают из человеческих могил

Инвазивные виды — головная боль экологов и биологов. Животные и растения проникают в те регионы, где их никогда раньше не было, после чего начинают вытеснять местную флору и фауну. Ученые проанализировали пути попадания в тот или иной регион чужеродных растений на примере Воронежского биосферного заповедника, где обнаружено как минимум 149 «пришлых» видов.

Среди возможных лазеек для «оккупантов» называют и дороги, и свалки, и противопожарные канавы. Переносу семян могут способствовать даже кладбища, ведь происхождение цветов, которые приносят на могилы, может быть самым разным. «При уборке ритуальных мест диаспоры культивируемых декоративных растений с другим мусором попадают в природные фитоценозы», — констатирует автор исследования. (2)

Щелчки помогают цыплятам взрослеть

Звуки ускоряют развитие эмбриона курицы. Это экспериментально доказали биологи из МГУ. Рядом с яйцами в инкубаторе они установили звуковые колонки, которые несколько раз в минуту испускали щелкающие звуки, похожие на те, что издают сами эмбрионы. Оказалось, что звуковое сопровождение особенно полезно в последний день инкубации: будущий цыпленок быстрее растет, у него активнее идет обмен веществ, он раньше вылупляется из яйца. (3)

Золотые палочки меняют поведение света

В школьных учебниках физики теперь появится новая строка. До сих пор считалось, что свет, падая на некую поверхность, меняет направление в зависимости от двух факторов — угла падения и качества пограничных сред (например, стекло — воздух). Оказалось, что сама поверхность тоже может участвовать в процессе преломления. Физики из Гарварда покрыли плоскую кремниевую поверхность узором из золотых нанопалочек. Толщина этих палочек была существенно меньше длины волны. Эффект потряс самих ученых. Поверхностные наноструктуры настолько сильно влияют на угол отражения, что можно задавать практически любой дизайн преломления: заставлять свет завихряться в спирали, двоиться или вообще исчезать. (4)

Источники: (1) G. Fabbiano et al. // Nature. 2011. Publishing online  (2) Стародубцева Е.А. // Российский журнал биологических инвазий. 2011. № 3. С. 36–40.  (3) : Солдатова И. Б. // Онтогенез. 2011. № 4. С. 300–306.  (4) Nanfang Yu et al // Science. September 1, 2011.

№35 (213) 8 сентября 2011