Что случилось с Як-42Д? Первый свой рейс он совершил в 1993 году — вроде нестарый.
Да их только в 88-м начали выпускать, эти дешки. Хороший самолет. Почему-то он не сумел нормально взлететь, очень долго разбегался. Так долго, что даже съехал с полосы и проехал некоторое расстояние по грунту. Полоса в Ярославле длинная. Ему хватило бы половины. Тут явно косяк экипажа.
Но экипаж был опытный…
Это-то и плохо. Был бы маленький опыт, они бы напряглись. А тут, видимо, решили, что вытянут. И не вытянули.
В чем могла быть техническая проблема?
Могло быть что угодно. В любом случае, если летчик видит, что самолет вовремя не успел поднять ногу, он должен прекратить взлет. Есть определенная скорость, на которой самолет должен поднять ногу. У него три ноги, то есть шасси. Сначала поднимается передняя. Так вот, на нужной скорости он ее не поднял. Уж лучше бы он с полосы сошел и уехал в грунт.
Что-то много у нас падает самолетов. С чем это связано?
Много бьют, да. С чем связано? Правительству наплевать на состояние авиации. До сих пор держались на советском запасе. Сейчас он кончается. Специалисты уходят в бизнес. В ЛИИ сейчас зарплата хорошего инженера примерно 15 тысяч рублей. Массово закупают импортные самолеты. Естественно, за счет сокращения закупок наших. Авиацию надо либо развивать, либо закрывать. Если деньги в авиацию вкладывать, тогда, может быть, и самолеты будут лучше.
Алексей Журавлев, ведущий инженер Летно-исследовательского института им. М. М. Громова (ЛИИ)