Трендовые новости

Тренды
Москва, 15.09.2011
«Русский репортер» №36 (214)

Цифра

160 000 000 европейцев страдают психическими и нервными заболеваниями, сообщает журнал European Neuropsychopharmacology.

Это 38% населения Европы. Исследователи из Дрездена изучили ситуацию в 27 европейских странах и определили, что чаще всего жители Старого Света заболевают тревожными расстройствами (14%), бессонницей (7%) и депрессией (6,9%).

Изначально ученые предполагали, что смогут набрать отдельную статистику для психических расстройств, таких как депрессия и шизофрения, и отдельную — для органических поражений мозга, таких как инсульт и склероз. Но выяснилось, что во многих случаях это невозможно, так как присутствует и то и другое.

Наиболее серьезный ущерб евро­пейцам — имеется в виду тяжелая болезнь или смерть — наносят: депрессия, слабоумие, расстройства, связанные с употреблением алко­-голя, и инсульт. В совокупности эти заболевания ежегодно выключают из нормальной жизни 10 млн европейцев.

Несмотря на прямо-таки катастрофическое положение с головами, только треть заболевших становятся пациентами клиник. Причин этому две. Первая в том, что врачи не всегда распознают симптомы. Вторая — в том, что пациенты боятся идти к врачу, считая, что психическое заболевание — это на всю жизнь. А ведь большая часть расстройств успешно излечивается именно на ранних стадиях.

Молодые звезды обильно мерцают

Космическая обсерватория «Кеплер» столкнулась с серьезной проблемой: звезды слишком сильно мерцают. «Кеплер» — миссия американского агентства NASA по розыску экзопланет, то есть планет у других звезд.

Но обсерватория видит не саму планету, а уменьшение света от звезды, когда объект проходит перед ней. А звезды мерцают и сами по себе. Для больших планет это неважно: они затемняют свои солнца гораздо сильнее, чем собственно солнечные пятна. Но маленькие, такие как Земля, меняют яркость своего светила примерно так же, как его собственные мерцания. Изначально предполагалось, что звезды солнечного типа и мерцают так же, как оно, — не очень часто и не очень сильно. Но большинство наблюдавшихся «Кеплером» звезд меняют яркость чаще и сильней. Причина, видимо, в пятнах и вспышках, которых у молодых звезд больше, чем у Солнца. Теперь для уверенного поиска других «Земель» понадобится больше статистики и больше времени. (1)

Где спрятано японское землетрясение

Причины страшного землетрясения, случившегося у побережья Японии этой весной, проанализировали ученые из Института физики Земли РАН. Также они спрогнозировали возможность повторения подобного катаклизма. Плохая новость: такие землетрясения еще возможны. Хорошая: случатся они не скоро.

«В данном участке тихоокеанского склона о-ва Хонсю могут существовать еще один или несколько пока не проявившихся крупных сейсмических очагов — продольных взбросов, сопоставимых по масштабу с очагом землетрясения 2011 года. Период повторения максимальных землетрясений в таких очагах более 1000 лет», — сообщается в работе. (2)

Предки человека старее, чем предполагалось

Ученые из Швейцарии, Австралии, США и ЮАР заявили, что предки людей могли появиться на Земле намного раньше, чем предполагалось до сих пор. Останки гоминид были найдены в пещере Малапа в Южной Африке. Проведя анализ изотопов урана и свинца породы, в которой находились скелеты, специалисты при­шли к выводу, что их возраст около 1,98 млн лет (до сих пор считалось, что первые предки человека появились 1,75 млн лет назад).

Кости принадлежали пожилой женщине, подростку, взрослому мужчине и полуторагодовалому ребенку — этот вид предков человека назвали Australopithecus sediba. Слово «sediba» в переводе с одного из языков, на которых говорят в ЮАР, означает «источник».

Как показали исследования черепа, объем мозга у этих особей был маленький, всего 420 куб. см, но при этом в строении лобных долей есть общие черты с современным человеком. Данное открытие — довод в пользу теории, что эволюция человека не была линейной, а состояла из нескольких ответвлений. (3)

Тысячи неизвестных генов определяют наш ум

В Журнале высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова опубликована обзорная статья о том, какие гены влияют на умственную деятельность человека. Авторы работы признают, что науке придется еще долго разбираться в связях между наследственностью и интеллектом. Установлено, что работу нашего мозга определяют тысячи генов. Но как именно их работа отражается на кривой ЭЭГ — это известно лишь о нескольких генах. (4)

Источники: (1) Ron Cowen // Nature. 2011. № 477. P. 142–143.  (2) Л. М. Балакина // Физика Земли. 2011. № 9. С. 91–102.  (3) 1. Carlson K. J. et al. // Science. 2011. № 333. P. 1402–1407; 2. Kibii J. M. et al. // Science. 2011. № 333. P. 1407–1411; 3. Kivell T. L. et al. // Science. 2011. № 333. P. 1411–1417; 4. Zipfel B. et al. // Science. 2011. № 333. P. 1417–1420; 5. Pickering R. et al. // Science. 2011. № 333. P. 1421–1423.  (4) М. В. Алфимова, В. Е. Голимбет // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2011. № 4. С. 389–401.

№36 (214) 15 сентября 2011