Фильмы

Афиша
Москва, 22.09.2011
«Русский репортер» №37 (215)

Иллюстрация: Эксперт Online

«Елена»

Андрей Звягинцев

Мнение

Тварь хорошая, тварь плохая

После «Возвращения» и «Изгнания» Андрея Звягинцева сильно полюбили во всем мире, но невзлюбили в России. Там в нем увидели «нового Тарковского», здесь — критиковали за «тарковщину». То есть выспренность, многозначительность, любовь к пустым «красивостям».

«Елена» наконец-то примирила сторонников и противников его кинематографа, а самого Звягинцева соединила с актуальной реальностью, с которой он раньше в контакт не вступал. «Возвращение» и «Изгнание» были фильмами-обобщениями без отсылок к какой-либо конкретике, а в «Елене» до масштаба притчи разрастается «таблоидная» история о женщине, пошедшей на преступление ради денег для собственных детей и внуков.

Социальные детали и злободневный фон важны тут не меньше, чем, собственно, универсальная история о жертвоприношении и воздаянии. Героиня — женщина из низов, отягощенная советским бэкграундом, — состоит в контрактном браке с пожилым новым русским, или даже global Russian. Деньги ей нужны, чтобы спасти своего внука-раздолбая от армии; его отец — законченный лузер, люмпен и паразит, высасывающий из матери последние деньги и наживающийся на ее слепой любви; ее муж справедливо считает, что детки в состоянии сами себя прокормить; при этом у него тоже есть дочь — и тоже порядочная тварь, раскручивающая отца на полную катушку…

«Елена» — первый фильм в новейшем русском кино, где реально показана вся драма (и даже трагедия) классового расслоения. Причем со всех точек зрения — социальной, человеческой, экзистенциальной. Здесь запятнаны все: и богатые, и бедные, но первые все же честнее. Все неправы и все виноваты. И все сцеплены уже не только непреодолимыми обстоятельствами, но и узами рока. Настоящий диаг­ноз социуму, в котором экономический детерминизм давно отменил нравственный. И одновременно диагноз судьбе, которой давно управляет не бог и не человек, а вещи попроще — вроде квартирного вопроса, места работы и количества купюр в кармане.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Мельница и крест

Лех Маевски

Современный художник Лех Маевски обратился к кино, чтобы оживить на экране масштабное полотно Питера Брейгеля Cтаршего «Путь на Голгофу», насчитывающее более пятисот персонажей. Что-то подобное Питер Гринуэй проделал в свое время с «Ночным дозором» Рембрандта, но Маевски отличился тем, что изобрел специальную технику, позволяющую зрителю буквально войти в картину. Получилось нечто вроде 3D, только применительно к живописи.

Эта дурацкая любовь

Гленн Фикарра, Джон Рекуа

Сорокалетний пуританин (Стив Карелл), создавший крепкую семью со своей соседкой по школьной парте, вдруг узнает, что она ему давно изменяет и вообще мечтает о разводе. Это обстоятельство разрушает его уютный маленький мирок и повергает в отчаяние. Помочь парню вызывается его молодой друг (Райан Гослинг). Плейбой и стиляга, он решает обучить старомодного отца и мужа современным «правилам съема». Комедия о семейных ценностях, от которых иногда устаешь, но которые все равно оказываются лучше одинокого комфорта холостяцкой жизни.

Профессионал

Гэри Маккендри

Бывший агент элитного спец­подразделения английских ВВС (Джейсон Стэтхем) должен освободить из плена своего учителя и наставника (Роберт Де Ниро), захваченного врагом Британии (Клайв Оуэн) и его командой, сплошь состоящей из хладнокровных убийц. Совсем не позорный боевик в лучших традициях жанра, основанный на реальных событиях и укомплектованный суперзвездами. Для всех, кто ностальгирует по кинематографическим аттракционам в 2D.

Кожа, в которой я живу

Педро Альмодовар

Гениальный пластический хирург (Антонио Бандерас) работает над созданием искусственной человеческой кожи и одновременно ищет человека, который исковеркал судьбу его дочери. Больше всего этот безум­ный, но филигранно выстроенный фильм похож на картины Альмодовара начала 1980-х — отвязные, избыточные и возмутительно несерьезные. Здесь акой же микс из всех жанров плюс «перекрученный» сюжет, который надо видеть и невозможно пересказать.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№37 (215) 22 сентября 2011
Партийное строительство
Содержание:
Фотография
Вехи
Расследование
Культура
Реклама