Государство как ландшафт

Портфолио
Москва, 22.09.2011
«Русский репортер» №37 (215)
22 сентября открывается 4-я Московская биеннале современного искусства. Один из проектов, сделанных специально для нее, — продолжение «Тела государства» итальянского художника и фотографа Армина Линке. В Риме Линке по заказу Министерства культурного наследия Италии фотографировал интерьеры закрытых государственных учреждений — места, где отправляются ритуалы власти и принимаются важные решения. В Москве Линке снимал «внутренности» институтов российской власти — Государственной думы, Кремля и т. п. В результате получился портрет государства через интерьеры, в которых оно живет

Фото: Armin Linke

— Итальянская часть проекта началась так: я взял Конституцию Италии и решил сфотографировать все государственные институты, которые в ней упоминаются. У меня ушло на это два года, но проект до сих пор не закончен. На съемки российской части проекта я потратил три месяца, и это только начало: удивительно, что за такой короткий срок мне вообще удалось получить допуск в государственные учреждения.

В каком-то смысле государственная власть — это часть пейзажа. А пейзаж — вещь, вроде бы не особо подверженная изменениям, но, с другой стороны, точно такой же продукт человеческой деятельности, как и государство. Например, раньше мы использовали одни сельскохозяйственные инструменты для возделывания земли, теперь — другие; все это влияет на пейзаж, превращает его в нечто другое. Власть так же трансформируется под влиянием человеческой деятельности, и мне были интересны эти трансформации.

В государственных учреждениях — с точки зрения того архитектурного языка, на котором они говорят, — есть множество исторических слоев. К примеру, здание, в котором сейчас располагается резиденция итальянского президента, раньше служило резиденцией папы, а потом было королевским дворцом. Нынче там президент — представитель совершенно иной политической системы, но в архитектуре, в интерьере, в пространстве осталось много символов прошлых эпох.

То, как организовано пространство в государственных учреждениях, отражается на людях, которые в них работают: оно подразумевает совершенно конкретное функциональное использование. И наоборот: люди используют это пространство определенным образом, и от этого его функция меняется. Так что между зданиями и людьми, которые в них работают, всегда есть некое взаимовлияние.

В России я решил фотографировать не только политические, но и научные и культурные учреждения — все органы, посредством которых власть себя выражает. Ваши госучреждения в архитектурном смысле тоже говорят на нескольких языках: есть историческая, старая архитектура, есть советская — и они сосуществуют.

У меня нет российского паспорта, поэтому с доступом в некоторые помещения, например научные институты, были сложности. И это можно понять. Но в целом могу сказать, что, заручившись всеми необходи­мыми бумагами, получить доступ к государственной власти в России вполне реально. Ничего невозможного тут нет (смеется).

Армин Линке — итальянский фотограф и видеохудожник, специалист по архитектуре и дизайну, участник 4-й Московской биеннале современного искусства. Родился в 1966 году, живет в Милане и Берлине. В своих фотографиях, коллажах и мультимедийных инсталляциях Линке исследует природные и созданные человеком ландшафты. Его инсталляция, посвященная ландшафту Альп, получила награду на 9-й Архитектурной биеннале в Венеции и Архитектурном кинофестивале в Граце.

Линке преподает в университетах нескольких городов Европы.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№37 (215) 22 сентября 2011
Партийное строительство
Содержание:
Фотография
Вехи
Расследование
Культура
Реклама