10 учителей

Самые авторитетные люди России
Москва, 29.09.2011
«Русский репортер» №38 (216)

Всеволод Луховицкий

Учитель русского языка и права московской школы-интерната «Интеллектуал»

За создание альтернативного профсоюза «Учитель»

Луховицкий стал одним из создателей и руководителей независимого профсоюза учителей, который объединил педагогов главным образом из продвинутых школ. Профсоюз получился достаточно боевым. Именно под его началом учителя впервые за многие годы стали выходить с протестами на московские улицы. Хотя сам Луховицкий близок к правозащит­никам-либералам, лозунги его профсоюза тяготеют скорее к традициям европейских левых. «Учитель» выступает против любых попыток сделать образование платным, против новой системы оплаты труда учителей, ущемления «малых» школ для одаренных детей и т. д. Появление в образовательной среде некой объединенной силы — знаковое явление, вне зависимости от того, все ли страхи учительского сообщества оправданны. Министерские чиновники критикуют профсоюз за «неконструктивную исте­рику», а директору школы, где работает Луховицкий, из московского управления образования даже намекали, чтобы он утихомирил своего сотрудника.

Ефим Рачевский

rep_216_pics/rep_216_084-2.jpg

Директор московского центра образования «Царицыно»

За конструктивную критику реформы образования

Обсуждая всевозможные образовательные реформы, Рачевский одновременно резок и конструктивен. Например, стандарты он ругал, но предлагал конкретные изменения, а не призывал отменить их на корню. В прессе можно найти его комментарии по любому поводу — о тех же стандартах, о системе оценивания, о продленке, о преподавании литературы… Он, наверное, самый цитируемый человек из тех, кто реально занимается педагогикой. Только с 1 сентября этого года он выступил с 24 комментариями в СМИ. За это же время на сайте центра обра­зования «Царицыно» появилась чуть ли не сотня его ответов на вопросы родителей и школьников.

Олег Смолин

 rep_216_pics/rep_216_084-3.jpg

Заместитель председателя комитета по образованию Госдумы, член-корреспондент Российской академии образования

За альтернативный закон «Об образовании»

Смолин — фигура колоритная. Будучи слепым от рождения, он смог сделать и педагогическую, и политическую карьеру. Являясь членом фракции КПРФ и критикуя реформы образования с «советских» позиций, он вызывает уважение даже либеральных реформаторов. В этом году одним из главных объектов критики Смолина был проект закона «Об образовании». «Его по-прежнему можно изложить в двух статьях. Статья первая. Минобр­науки с позволения Минфина может все или почти все. Статья вторая. Кто не понял, см. статью первую», — пишет Смолин на своем официальном сайте. Движение «Образование для всех», которое он возглавляет, подготовило альтернативный проект закона «О народном образовании». Но в министерстве о нем стараются не упоминать и никак не контактировать с его создателями. «Третья версия официального законопроекта заимствовала идеи у нас. Чувствую себя как человек, которого обокрали, но жалею, что украли мало!» — иронизирует Смолин.

Дмитрий Гущин

rep_216_pics/rep_216_084-4.jpg

Обладатель титула «Лучший учитель России 2007 года», преподаватель математики из Петергофской гимназии имени императора Александра Второго

За разоблачение массового списывания во время ЕГЭ

Гущин обнаружил группу в популярной социальной сети «ВКонтакте», где в открытом доступе лежали задания проходившего в это время ЕГЭ по математике. «Пострадали те умные и честные дети, кто самостоятельно писал экзамен. В то время как десятки тысяч тех, кто не рассчитывал на свои знания, сегодня сдали не только решения простых задач, но и списанные из интернета решения самых сложных заданий, позволяющих поступить в самые престижные вузы», — написал Гущин в тот же день на сайте «Учительской газеты». Открытие Гущина вызвало один из самых громких скандалов в истории проведения ЕГЭ. Многие из тех, кто уже готов был смириться с новой формой экзамена, вновь заговорили о том, что ЕГЭ нужно отменять.

Ольга Калачихина

rep_216_pics/rep_216_084-5.jpg

Директор московского Лицея на Донской

За спокойное отстаивание интересов одаренных детей

Этой зимой Ольге Калачихиной пришлось отстаивать интересы учеников и родителей своего небольшого лицея для одаренных детей — власти грозили преобразовать школу в общеобразовательную. Объяснялся такой шаг очень просто: на такое маленькое число учеников не должно приходиться столько учителей и такие школьные пространства. Невыгодно. Благодаря жесткой позиции директора и помощи общественности Лицей на Донской по-прежнему работает с одаренными детьми.

Евгений Ямбург

rep_216_pics/rep_216_084-6.jpg

Директор московского центра образования № 109

За умение работать по своим стандартам

Ямбург как-то признался, что за прошлый учебный год он практически наизусть выучил проект закона «Об образовании» — так часто его просили высказать о нем свое мнение. Одна из его претензий к законопроекту — он «плохой, не учитывает современную ситуацию, когда в школу приходят 85% детей с различными заболеваниями». Ямбург часто выступает против чиновничьих инициатив, но при этом ему вполне удается сохранять статус респектабельного директора. И политическая полемика не мешала ему продолжать смелые образовательные эксперименты. Например, он на две недели превратил свою школу в галерею современного искусства, разместив почти 200 работ прямо в классах, коридорах, столовой, раздевалках.

Сергей Рукшин

rep_216_pics/rep_216_085-1.jpg

Заместитель директора санкт-петербургского физико-математи­ческого лицея № 239

За выступления в защиту образования

Рукшин долгие годы работал с одаренными детьми, он является наставником гениального математика Георгия Перельмана. В этом году он неоднократно достаточно жестко высказывался по поводу реформы. «Самое незащищенное существо — учитель. Учитель занят массой несвойственных ему обязанностей. Он не может сосредоточиться на уроке. Сейчас Высшая школа экономики — ключевое слово здесь, видимо, “экономики” — пытается оптимизировать и его мизерную зарплату. Сколько можно?» — заявил он на одном из учительских форумов.

Сергей Волков

Учитель русского языка и литературы московской школы № 57

За борьбу со стандартами

В начале этого года Волков был одним из инициаторов открытого письма «наверх» против принятия стандартов образования для старшей школы: «Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин». Письмо вызвало небывалый резонанс — тысячи подписей, внимание прессы, публичная критика Фурсенко со стороны премьера Путина и т. д. Далеко не факт, что все критиковавшие стандарт его действительно прочи­тали и поняли. Но зато в кои-то веки началась широкая общественно-политическая полемика по поводу целей и смысла реформы образования.

Сергей Бебчук

rep_216_pics/rep_216_085-2.jpg

Директор «Лиги школ»

За умение поддерживать собственную школу

«Лига школ» была признана лучшей российской школой из всех, кто участвовал в последнем исследовании PISA, проверяющем, насколько ученики умеют не только зазубривать факты, но и применять знания к реальным задачам. В каком-то смысле «Лиге» повезло, ведь с ней соревновались в основном обычные районные школы. Но все равно проект Бебчука — один из самых ярких в сфере образования. И, несмотря на все бюрократическое давление, ему удается сохранять авторскую школу.

Андрей Гарифзянов

rep_216_pics/rep_216_085-3.jpg

Учитель биологии и химии МОУ «Волхонщинская средняя общеобразовательная школа» (Тульская область)

За создание новых школьных традиций

В прошлом году Андрей Гарифзянов стал самым молодым победителем конкурса «Учитель года» — ему было всего 24 года, из которых в школе он успел проработать четыре. В своей школе он создал школьное научное сообщество и активно занимается с учениками исследовательской и научной работой. Вот фрагмент урока химии в 11-м классе.

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V веке до н. э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».

Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?»

Провал года

rep_216_pics/rep_216_085-4.jpg

Александр Кондаков

Генеральный директор государст­венного издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования

За создание сырых и неудобных стандартов для старшей школы

Кондаков значится как главный разработчик самого скандального документа об образовании — проекта стандартов для старших классов. И здесь он прокололся дважды. Сначала — когда продемонстрировал общественности нечеткий и весьма спорный документ. И потом — когда не смог сколько-нибудь внятно попытаться его отстоять и объяснить, чего именно стандарт хочет от школы.

Фотография: Из личного архива В. Луховицкого; Владимир Смоляков/ZERKALO; Григорий Собченко/Коммерсант; Александр Забрин/Эксперт; Из личного архива О. Калачихиной; Сергей Мелихов для «РР»; Яна Романова для «РР»; Михаил Галустов для «РР»; ИТАР-ТАСС; Интерпресс/ИТАР-ТАСС

У партнеров

    «Русский репортер»
    №38 (216) 29 сентября 2011
    Новый срок Путина
    Содержание:
    Снова на галеры

    Третий президентский срок — серьезный вызов Владимиру Путину. Эффект новизны уже давно не его союзник. Наоборот, Путину придется каким-то образом преодолевать усталость общества от двенадцати лет его пребывания у власти. «РР» выделил семь главных проблем, которые придется ему решить, чтобы его новое президентство пошло стране на пользу

    Фотография
    Вехи
    Самые авторитетные люди России
    Реклама