Николай Кардашев: «Надеемся обнаружить самые далекие галактики»

Самые авторитетные люди России
Москва, 29.09.2011
«Русский репортер» №38 (216)
Астрофизик, академик РАН, директор Астрокосмического центра ФИАН… На счету Кардашева много первоклассных работ и в теоретической, и в прикладной астрономии. Минувшим летом в космос запущена 10-метровая антенна проекта «Радиоастрон». Сам проект ждал реализации 25 лет и был сохранен только стараниями Кардашева. Зато теперь у нас, землян, есть возможность впервые увидеть черные дыры, пульсары и даже такую экзотику, как кротовые норы — туннели в другие миры

Иллюстрация: Павел Шевелев

Что в вашей жизни изменилось после запуска «Радиоастрона»?

Нельзя сказать, чтобы что-то изменилось, просто стал более плотный график. Сами видите, я с вами могу только 15 минут поговорить, да и то вот звонят отчитаться. Ежедневно идут сеансы связи, все время есть беспокойство, что что-нибудь не так получится.

Вам следующей весной исполняется восемьдесят лет. Как вы такой темп работы и такие нагрузки выдерживаете? Такое впечатление, что с годами вы не меняетесь.

К сожалению, меняюсь. Вот сейчас операцию на глазу сделал — говорили, что нужно, иначе зрение будет ухудшаться. А нагрузки… с удовольствием! Это же приятная работа, ну вы же сами это понимаете.

А где сейчас, пока мы в Москве разговариваем, находится «Радиоастрон»?

Приблизительно в 25–30 тысячах километров от нас, и сейчас он приближается к Земле с развернутой вбок антенной.

Сердце екнуло, когда в августе антенна не раскрылась сразу?

Немножко. Но у меня это не первый запуск, и я был готов к тому, что что-то может пойти не так. Пока, к счастью, все нормально: антенна раскрылась; водородный стандарт — очень хрупкая конструкция, никогда к тому же в космос не летавшая, — пуск пережил, работает… Сейчас мы постепенно включаем аппаратуру. А через десять дней попробуем самую главную антенну.

Как будете пробовать?

Для начала собираемся посмотреть Луну. Включить приемники, получить информацию и передать ее на Землю. Просканировать Луну и понять, как работает наша антенна.

А потом?

Сейчас мы с астрономами всего мира планируем наблюдения. Когда проверим работу аппарата, нужно будет проверить совместную работу космической антенны и наземных телескопов. Первые объекты, которые будем наблюдать, — сильные источники радиоволн, например черная дыра в галактике Дева А.

Вы всегда были сторонником активных поисков внеземных цивилизаций. А «шкалой Кардашева» для ранжирования цивилизаций по потреблению энергии пользуются во всем мире. «Радиоастрон» тоже будет искать сигналы инопланетян?

«Радиоастрон» для этих целей непригоден. С одной стороны, он отслеживает как раз те частоты, на которых, например, идут теле- и радиотрансляции, и мог бы получить сигнал. С другой — у него не хватит чувствительности для такого поиска: это маломощные источники, и с большого расстояния мы их видим размытыми. А вот следующий наш проект как раз может обнаружить внеземные цивилизации.

Вы говорите о проекте «Миллиметрон»?

Да. Над ним уже работают инженеры, запуск пока планируется на 2018 год. «Миллиметрон» рассчитан на более короткие радиоволны, в инфракрасной области спектра. В этом диапазоне имеется так называемое реликтовое космологическое излучение — остатки излучения Большого взрыва с температурой 2,73 К. С таким разрешением его пока никто не исследовал. А на еще более коротких волнах наблюдается минимум фонового излучения. Нам не будет мешать ни межзвездный газ, ни реликтовое излучение, и мы надеемся обнаружить самые далекие квазары, самые далекие галактики фактически в момент их образования сразу после рождения Вселенной. И там же, в минимуме фона, можно обнаружить сигналы внеземных цивилизаций — на коротких волнах они могут дойти без искажений.

А, например, сферу Дайсона можно будет увидеть? (Сфера Дайсона — гигантская сферическая конструкция вокруг звезды, которую, предположительно, могут построить развитые цивилизации, чтобы потреблять всю энергию излучения своего светила.)

Да, может получиться.

Лет десять назад вы опубликовали работу, где приводился список кандидатов на искусственные конструкции в космосе. Это был список объектов с нетипично большим инфракрасным излучением. Что сейчас о них известно?

Работы с такими списками появляются периодически, но они пока так и остаются списками. Потому что трудно построить изображение. Если бы мы это сделали, тогда сразу можно было бы сказать, что это такое — газовое пылевое облако или конструкция. Сфера Дайсона, скажем, должна выглядеть шариком с хорошими четкими краями. «Миллиметрон» мог бы все это увидеть.

№38 (216) 29 сентября 2011