Трендовые новости

Тренды
Москва, 29.09.2011
«Русский репортер» №38 (216)

Цифра

0,0000000607 секунды

На прошлой неделе мир всколыхнула новость: ученые зафиксировали частицы, которые перемещаются быстрее скорости света. Над этим экспериментом работала большая группа ученых со всей планеты. В статье, опубликованной на сайте научных препринтов Arxiv.org, значится чуть ли не сотня авторов. Есть повод для патриотизма: от России в эксперименте участвовало аж пять научных групп: из МГУ, ОИЯИ, ИЯИ, ФИАНа и ИТЭФ.

Пучок нейтрино, направленный из ЦЕРНа, пролетел 732 км и был зафиксирован в подземной лаборатории, расположенной в Италии. Время этого перелета было на 60,7 наносекунды меньше, чем если бы нейтрино летели со скоростью света в вакууме. То есть был нарушен один из постулатов, знакомых нам еще по средней школе: ничто не может перемещаться быстрее света. Многие расценивают это чуть ли не как переворот в физике. Другие считают, что авторы где-то ошиблись.

— Что получили, то получили. Мы уверены, что в наших расчетах нет ошибок, — рассказывает «РР» Наталья Агафонова из Института ядерных исследований РАН (ИЯИ). — Но мы хотим, чтобы научная общественность ознакомилась с нашими результатами. Поэтому мы опубликовали их не в обычном научном журнале, а на сервере препринтов. Пусть люди смотрят, может, найдут какие-то неточности. Но я уверена, что у нас все правильно.

Что касается заявлений о пересмотре базовых законов физики, то к ним Наталья относится философски:

— Есть теории, которые могут объяснить этот эффект. Почитайте литературу. Никакого противоречия здесь нет.

Серу лучше распылять над экватором

Ученые давно пытаются придумать, как управлять климатом, чтобы остановить глобальное потепление. Один из предлагаемых вариантов — распылять над Землей вещества, содержащие серу. Московские математики объединились с климатологами и смоделировали последствия такого вмешательства. Из пяти сценариев самым эффективным с точки зрения борьбы с потеплением был признан тот, где эмиссия серосодержащих веществ происходит вблизи экватора на высоте 22–24 км. (1)

Запах самки улучшает осетровую сперму

Российские и азербайджанские биологи решили разобраться с сексуальной жизнью осетровых. Для экспериментов они взяли севрюгу, русского и персидского осетра. Выяснилось, что у них, как и у многих других рыб, коммуникация идет через химические вещества. Достаточно было чуть капнуть в бассейн вещества с феромонами самки, как самцы осетра начинали вести себя как настоящие мачо. Ученые зафиксировали «увеличение двигательной активности, привлечение к месту подачи раствора, круговые перемещения и легкие судорожные движения». Кроме того, запах овариальной жидкости самки увеличивал качество и количество спермы. (2)

Дети не понимают наших эмоций

Нам кажется, что достаточно сделать сердитое лицо — и ребенок сразу поймет все наши эмоции. Но психологи выяснили: распознавать негативное выражение лица так же, как взрослые, дети начинают лишь с десяти лет, не раньше. Это связано со структурно-функциональным созреванием префронтальной коры, которое происходит как раз к десяти годам. (3)

Бактерий много, а вирусов больше

Ученые из Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН, расположенного в поселке Борок Ярославской области, решили разобраться с отношениями между вирусами и бактериями в реках. Исследовав местную речушку Ильдь, они пришли к следующим выводам. В одном литре речной воды может содержаться от 3 до 20 млрд бактериальных колоний. Самая высокая плотность на мелководье, куда доходит воздейст­вие человека и животных. Вирусов еще больше — от 7 до 67 млрд в литре, и преобладают они, наоборот, в более глубоких частях реки. Отношения у микроорганизмов сложные. От 1 до 8% бактерий погибает именно из-за того, что в них вселились вирусы. (4)

Источники: (1) Е. М. Володин и др. // Физика атмосферы и океана. 2011. № 4. С. 467–476.  (2) А. О. Касумян, Ч. А. Мамедов // Вопросы ихтиологии. 2011. № 4. С. 534–542.  (3) Э. А. Костандов и др. // Физиология человека. № 4. 2011. С. 5–12.  (4) Я. В. Стройнов и др.// Биология внутренних вод. 2011. № 3. С. 22–29.

№38 (216) 29 сентября 2011