Как искусство выходит из «музея» и вторгается в нашу реальную жизнь

6 октября 2011, 00:00
Фото: PA Photos/ИТАР-ТАСС
Художник Дэмиен Херст и скульптура «Из любви к Господу»

Арт-баррикада в Москве

Когда

Май 1998 года

Участники

Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пименов, Авдей Тер-Оганьян и еще 300–400 представителей мос­ковской богемы, а также члены их семей, милиционеры, прохожие.

Область вторжения

Политика

Суть дела

В память о студенческих волнениях в Париже 1968-го Осмоловский, Пименов и Тер-Оганьян перегородили картонными коробками и произведениями современных российских художников Большую Никитскую улицу недалеко от Кремля. Баррикада была украшена транспарантами с сюрреалистическими лозунгами: «Запрещено запрещать», «Вся власть воображению» и т. д. Лозунги были на французском, что крайне затруд­няло их понимание представителями власти. Кроме того, «революционеры» выдвинули требования: ежемесячная выплата 1200 долларов каждому участнику акции, легализация наркотиков для каждого участника акции, предоставление права бесплатного и безвизового передвижения по всему миру для каждого участника акции.

Пока милиция пыталась понять, чего хотят все эти люди — действительно революции или развлечений, — участники «бунта» и примкнувшие к ним прохожие (несколько французских туристов, например, забрались на баррикаду и стали петь «Марсельезу») отправились гулять по условно захваченной ими Москве, прихватив с  собой отдельные детали «укрепления», но тут бездействовавшие до того времени милиционеры перегородили им путь и арестовали семерых возглавивших шествие.

Последствия

Издержки этого, самого многолюдного в истории российского современного искусства, перформанса были минимальными для обеих сторон: тогдашний префект ЦАО Москвы Музыкантский опоздал на день рождения дочери, а художник Осмоловский отделался символическим штрафом.

Инсталляция «465 оплаченных людей» в Музее современного искусства имени Руфино Тамайо, Мехико

Когда

Октябрь 1999 года

Участники

Художник Сантьяго Сьерра, мексиканское агентство по трудо­устройству, 465 школьников, гвардейцев и родственников сотрудников агентства

Область вторжения

Трудовые отношения

Суть дела

Проект «465 оплаченных людей» был подготовлен специально для открытия Музея Руфино Тамайо, самого модного выставочного пространства в Мехико. В фешенебельные залы музея Сьерра собрал 465 метисов, нанятых через рекрутинговое агентство якобы для участия в театральной постановке. Массовка провела несколько часов в растерянности: люди не понимали, для чего их сюда пригласили и что вообще происходит.

Последствия

Сьерра занимается искусством, чтобы продемонстрировать бессмысленность неквалифицированного труда и жестокую эксплуатацию, лежащую в основе капиталистических отношений. Но эффект от выставки в Мехико превзошел все его ожидания. Оказалось, что акция была проведена со всеми возможными нарушениями трудового законодательства. Агентство просто надуло и заказчика, и работников: одна часть толпы оказалась школьниками, которых вели в музей якобы на экскурсию, другая — национальными гвардейцами в штатском, которых пригнали из части, а оставшиеся — друзьями и родственниками сотрудников агентства. Гонораров за работу, очевидно, не получил никто.

Аукционная продажа граффити Бэнкси, нарисованных на стене дома в Бристоле

Когда

Февраль 2007 года

Участники

Домовладельцы, аукционный дом «Сотбис»

Область вторжения

Городская среда

Суть дела

Само здание идет в нагрузку, как «упаковочный материал».

Граффити стали признавать искусством еще в 80-х, после того как Энди Уорхол взял под свое крыло граффитчика Жан-Мишеля Баския. Но Баския продавал не фрески, а выполненные в манере неоэкспрессионизма холсты: граффити служили ему промоматериалом.

Бристольский художник Бэнкси стал первым стрит-артистом, который настаивал на том, что его работы — часть города, а не галереи. Сейчас контора Pest Control, единственный официальный посредник между покупателями и анонимным художником, наотрез отказывается устанавливать авторство работ Бэнкси, вырванных из городского ландшафта. Pest Control продает расписанные Бэнкси стены конкретных домов, предоставляя покупателям самим возиться с их демонтажом.

Последствия

Эта практика стала отличным ответом властям, которые обвиняют граффитчиков в вандализме: какой же это вандализм, если стоимость «оскверненной» недвижимости вырастает в разы?

Презентация скульптуры «Из любви к Господу» в Лондоне

Когда

Май 2007 года

Участники

Художник Дэмиен Херст, журналисты

Область вторжения

Бизнес

Суть дела

Англичанин Херст — первый и пока, кажется, единственный из современных художников, применяющий на арт-рынке бизнес-модели, которые игнорируют традиции, сложившиеся в торговле искусством. С середины 2000-х Херст отказался от  посредничества галерей и сам оперирует на вторичном рынке, превратив создание произведений искусства в производство инвестиционных объектов. «Из любви к Господу», самый дорогостоящий объект Херста, представляет собой платиновую реплику человеческого черепа, инкрустированную бриллиантами. Себестоимость скульп­туры — 14 млн фунтов, запрашиваемая Херстом цена — 50 млн.

Последствия

Покупателей на бриллиантовый череп до сих пор не нашлось, но его заоблачный эстимейт автоматически повышает цены и на все прочие произведения художника. Так, в сентябре 2008-го Херст выставил на «Сотбис» сразу целую экспозицию (218 наименований) и продал ее за беспрецедентные 111 млн фунтов. Ни одному художнику пока еще не удавалось выручить такую сумму за один раз.

Показ трансгенного цветка по кличке Эдуния на выставке в Художественном музее Вейсмана. Миннеаполис, США

Когда

Апрель — июнь 2009 года

Участники

Художник Эдуардо Кац, розовая петуния

Область вторжения

Биология

Суть дела

Био-арт — сравнительно новое направление в современном искусстве: только в XXI веке художники стали активно использовать биологический материал как таковой. Культуры клеток, лабораторные животные, гены и белки — вот с чем работает био-артист, создающий искусство с помощью рутинных техник молекулярной биологии. Примеров био-арта масса: от третьего уха, выращенного художником Стеларком на своей руке, до «Портрета Джона И. Салстона», сделанного англичанином Марком Куинном из бактерий, содержащих фрагменты ДНК нобелевского лауреата.

Эдуардо Кац в своих работах превращал цитату из Библии в последовательность нуклеотидов (проект «Генезис»), выставлял трансгенного кро­лика, светящегося в ультрафиолете (проект «Альба»). Но самое изящное его произведение — Эдуния, гибрид петунии и самого художника. Розовые лепестки Эдунии покрыты похожими на вены пурпурными прожилками, в клетки которых введен ген Каца (этот ген кодирует один из белков крови). Результат — наглядная и, что важно, жизнеспособная иллюстрация единства человека и природы.

Последствия

Био-арт сделал для наглядной пропаганды доступных биотехнологий больше, чем вся специализированная пресса. Именно ему мы обязаны недавним взрывом популярности биохакинга — подпольных любительских экспериментов с генетическим материалом. Необходимое для опытов оборудование сегодня можно купить на Ebay за 500–700 долларов.

«Х… в ПЛЕНу у ФСБ» на Литейном мосту в Санкт-Петербурге

Когда

В ночь на 14 июня 2010 года

Участники

Арт-группа «Война», сотрудники центра «Э», художественное сообщество

Область вторжения

Политика

Суть дела

Активисты группы «Война» уже давно треплют нервы российским властям. Их главный творческий метод — не просто арт-прово­кация, хулиганство и панковский угар, но радикальный разрыв с диктуемой сверху моделью реальности, отказ от всех правил политической жизни, которые сложились в стране за последние десять лет. В этом смысле «Война» изобретает не только новые формы искусства, но и новые формы политического сопротивления, и именно за это ее карают правоохранительные органы.

После изображения за 23 секунды 65-метрового фаллоса на разводном Литейном мосту напротив здания ФСБ в Петербурге группа отличилась еще более радикальной акцией — «Дворцовым переворотом», в ходе которого была создана инсталляция из перевернутых милицейских машин прямо перед входом в Михайловский замок. Спустя два месяца участники «переворота» Леонид Николаев и Олег Воротников были арестованы сотрудниками центра «Э» и провели три с половиной месяца в СИЗО «Лебедевское», пока за них не внес залог в 20 тыс. долларов сам знаменитый Бэнкси.

Последствия

7 апреля 2011 года художественное сообщество наградило «Литейный х…» премией «Инновация», поддержав таким образом право «Войны» отстаивать свои политические убеждения непарламентскими способами.